www.theage.com.au

В Китае найдена географическая карта XVIII века, которая стала предметом жарких споров между учеными во всем мире. Из нее следует, что китайцы открыли Америку за 70 лет до Колумба. Предполагается, что свиток скопирован с карты 1418 года, и если его аутентичность будет подтверждена, то представления об истории великих географических открытий сильно пошатнутся.

Нынешнего владельца карты зовут Лю Ган, он один из самых уважаемых бизнес-адвокатов в Китае. Как и многие нувориши, он страстно увлекается древней культурой и историей своей страны. Скандальную находку Ган приобрел по случаю в 2001 году у одного шанхайского антиквара, сторговавшись с ним на 500 долларах, пишет Le Temps.

Карта датирована 1763 годом. Надпись, сделанная неким Мо Итоном, гласит, что это копия карты мира, "составленной в 16-й год правления Юнлэ династии Мин (1418) и показывающей варваров, платящих дань". Земля изображена на карте круглой, а основные контуры континентов отображены с удивительной точностью, пишет швейцарское издание (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Накануне драгоценный свиток был представлен в Пекине журналистам. "Эта карта доказывает, что Чжэн Хэ, адмирал династии Мин, открыл Америку, Северный и Южный полюсы и совершил кругосветное путешествие до 1418 года", - объявил адвокат. Представляя находку, юрист уже знал, что она "спровоцирует войну": "С одной стороны - я и моя карта. С другой - 10 тысяч хорошо вооруженных профессоров, специалистов и политиков".

Адмирал Чжэн Хэ является в Китае национальным героем. В минувшем году там проходили торжества в честь 600-летия начала морских путешествий этого дворцового евнуха. Последние с XV века стали играть при дворе большую роль, что отразилось и на подборе командного состава экспедиций.

Во вторник карта должна быть выставлена для ознакомления публики в Национальном музее морского флота в Гринвиче Гэвином Мензисом, автором книги "1421 - год, когда Китай открыл мир", выход в свет которой в 2003 году вызвал много споров. А неделей раньше о существовании карты сообщила газета The Economist, подчеркнув, что к этой находке следует отнестись со всей серьезностью. Однако, как отмечает Le Temps, "журналистская реклама и исторический маркетинг" не развеяли скептицизма значительной части научного сообщества.

В прошлом году книга Гэвина Мензиса была переведена на китайский язык, и Лю Ган надеется найти в ней подтверждение своих собственных открытий. В ноябре адвокат и писатель встретились и решили сообща защищать простой тезис: Чжэн Хэ открыл Америку на 70 лет раньше Христофора Колумба, а большинство великих европейских открытий было сделано благодаря картам, составленным китайцами почти на столетие раньше.

Ставший рьяным защитником этой идеи, Лю Ган, который попросил Новозеландский университет точно датировать карту и изображение на ней (результат экспертизы будет известен в феврале), заручился поддержкой пяти иностранных ученых, считающих возможным существование такой карты в Китае в 1418 году. Тем не менее эти ученые остаются в меньшинстве. Некоторые специалисты указывают на топографические, картографические, языковые несоответствия. Адвокат отметает эту критику и осуждает ученых за их "зашоренность".

Тем, кто обвиняет его в стремлении набить цену своего товара, Лю Ган отвечает, что карта спрятана в сейф и не продается. Он отказывается верить, что речь может идти о фальшивке - по той простой причине, что автор документа никогда не стал бы рисковать головой и головами своих родственников, которых они могли лишиться в случае обнаружения подлога.

Как отмечает Le Temps, хотя тезис, который выдвигает Лю Ган, и не нов, он пришелся как нельзя кстати для страны, торопящейся возродить былое величие, чтобы надежнее обеспечить свое могущество в будущем. Кроме того, появление "карты 1418 года" заставляет вспомнить о фальшивых тетрадях Гитлера. Пока невозможно установить, идет ли речь о фальсификации или нет. Но, как бы то ни было, китайский режим, по всей видимости, должен положительно отнестись к этой "находке".

До сих пор Пекин не комментировал тезиса Гэвина Мензиса. Однако недавно он воспользовался именем Чжэн Хэ, доказывая, что китайская цивилизация - в отличие от западной - способна процветать и осуществлять торговое покорение мира, не прибегая к военной экспансии и захвату новых территорий. Так "пресловутый миролюбивый характер" морских походов династии Мин, считает газета, становится провозвестником великого возвращения Китая на мировую сцену после шести столетий упадка. Это "еще один тезис, который разделяют далеко не все", заключает Le Temps.

Чжэн Хэ. Справка

Китайский флотоводец и дипломат. С 1405 по 1433 год руководил 7 посольскими миссиями к берегам Индокитая, Явы, Суматры, Индостана, Восточной Африки и ряда островов Индийского океана.

В начале XV века правительство династии Мин решило использовать для внешнеполитического воздействия экспедиции китайского флота в Южные и Западные моря. Они должны были, в первую очередь обеспечить усиление китайского влияния в заморских странах. Наиболее значительными из морских экспедиций этого времени были походы флота под начальством Чжэн Хэ (1371-1435), пишет Международник.ру.

Чжэн Хэ родился в 1371 году. Отец Хэ был мусульманином и носил фамилию Ма. По предположениям, предки отца и деда Хэ были выходцами из Западного Края, как китайцы раньше называли Центральную Азию. В 1382 году, когда в Юньнань вошли китайские войска династии Мин, 11-летний Хэ попал в плен и был оскоплен. Его собирались отправить на службу в один из богатых и знатных домов.

В 1385 году войска, захватившие Хэ, были переброшены на север и увезли его с собой. Здесь он попал в услужение к одному из сыновей основателя династии Мин - Чжу Ди. Молодого евнуха стали брать в военные походы - он оказался способным воином. Сразу после провозглашения его императором Чжу Ди начал рассылать в заморские страны послов с манифестами, извещавшими о его вступлении на престол.

Во время новогодних торжеств в 1404 году особо отличившимся участникам этой войны были пожалованы награды и титулы. Среди них был и Хэ, который с этого времени получил фамилию Чжэн и был произведен в высшие дворцовые евнухи - тайцзяни. Хэ успешно воевал и приобрел необходимый опыт флотоводца. Кроме того, он был мусульманином и почитателем буддизма - имел даже буддийское прозвище Три Драгоценности (Саньбао), что должно было ему помочь в установлении контактов с правителями и населением стран, где исповедовались названные религии.

Чжэн Хэ был назначен "главным послом" и главнокомандующим. В различных источниках перечислено разное количество стран, в которых побывали экспедиций Чжэн Хэ. Всего же в связи с походами китайского флота упоминается 56 стран, причем большинство из них (31) расположено в районе Южных морей.

Летом 1430 года императорским указом Чжэн Хэ было приказано отправиться в новую заморскую экспедицию. Экспедиция 1430-1433 годов была вызвана именно тем, что "послы с данью из большинства иноземных стран не прибывали". Ее целью было восстановление положения, сложившегося в отношениях Китая со странами Южных и Западных морей к началу 20-х годов XV века.

В 1435 году, вскоре после возвращения из своего седьмого плавания, Чжэн Хэ умер в Нанкине. Благодаря усилиям Хэ, укрепилось влияние Китая в южных морях, росли китайские переселенческие колонии, окрепли дипломатические и культурные связи между странами.