Президент Буш, который всего 10 недель назад открыто хвалил российского президента Владимира Путина за поддержку свободы и демократии, недоволен тем, что российский лидер начал двигаться в противоположном направлении. Об этом сообщили высокопоставленные американские чиновники влиятельному изданию Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru).
После парламентских выборов, названных европейскими наблюдателями нечестными и организованными правительством, после предшествовавшего этому ареста нефтяного магната Михаила Ходорковского американский президент и его советники по внешней политике начали ставить под вопрос намерения Путина и свой собственный подход к России.
"Вдруг начались настоящие дебаты, сначала в Вашингтоне, потом в самой администрации, - рассказывает Майкл Макфул, специалист по России из Фонда Карнеги. - Сейчас переоценивается предыдущее мнение о Путине".
В данный момент изменение мнения о Путине вряд ли будет иметь серьезные практические последствия. Столкнувшись с кампанией Путина против независимых СМИ и влиятельных бизнесменов, с его жестокой войной за контроль над Чечней, Буш ограничился лишь выражением неудовольствия, отмечают чиновники.
Осторожность Буша отражает его неуверенность в конечной цели Путина и надежду на то, что путинские заявления о демократии и законности в один прекрасный день станут реальностью, подчеркивают чиновники и аналитики. Также эта осторожность свидетельствует о желании избежать отстранения России по таким вопросам, как контртерроризм, иракский долг и ядерные программы Ирана и Северной Кореи.
"Мы хотим вести диалог с россиянами и приветствуем их сотрудничество в тех сферах, в которых они готовы его предложить", - заявил высокопоставленный чиновник Госдепартамента, добавив, что в настоящий момент администрация изыскивает способы вынести на обсуждение "вопрос о демократии, вопрос о Чечне и вопрос о соблюдении законов".
По словам чиновников администрации, во время последних телефонных разговоров с Путиным Буш высказывал свое недовольство после появления свидетельств того, что президент России не выполняет своих обещаний о поддержке плюрализма и справедливой судебной системе.
После знаменитой встречи Буша с Путиным в июне 2001 года, когда американский президент "заглянул в душу" Путину, дебаты об американо-российских отношениях в административных кругах практически не велись. Когда несколькими месяцами позже в войне с терроризмом Россия присоединилась к США, казалось, что отношения скреплены навечно.
Однако несколько жестких шагов, предпринятых Путиным в этом году, породили серьезные сомнения в этом. Администрация Буша была весьма удивлена тем, что Путин присоединился к Франции и Германии в оппозиции вторжению в Ирак. После этого, в июне, российское правительство закрыло последний крупный независимый телеканал.
В начале октября правительство сдирижировало президентские выборы в Чечне, а спустя несколько недель арестовало Ходорковского, самого богатого в России человека и главного акционера нефтяного гиганта ЮКОС. 7 декабря состоялись выборы в Думу, во время подготовки к которым путинское правительство, контролирующее российские СМИ, активно поддерживало кампании своих фаворитов. Эти выборы были названы наблюдателями из ОБСЕ "регрессией демократического процесса". Администрация Буша открыто с этим согласилась.
Как заявил высокопоставленный американский дипломат в Москве, сейчас однозначно видны "признаки того, куда Путин ведет страну", и что это - не гражданское общество. Американские политические планировщики внимательно следят за тем, как Путин будет использовать свою железную хватку в Думе и свой альянс с двумя националистическими партиями, которые взяли каждый пятый голос на выборах.
Сенатор Джон Маккейн - один из тех политиков и аналитиков, которые открыто призвали администрацию проявить в отношении Путина большую жесткость. Маккейн указал, что в России готовится "заговор против сил демократии и рыночного капитализма", и поэтому "настало время признать нелицеприятные факты о России".
"Новый авторитаризм в России - это более чем испытание способности Америки встать на защиту всеобщих ценностей, которые едва прижились после краха советской империи. Он отражает фундаментальный вызов интересам Америки в Евразии", - заявил Маккейн, выступая в сенате.
Со временем отношение США к России, возможно, будет отчасти напоминать американо-китайские отношения: администрации США за редким исключением закрывают глаза на внутренние аспекты политики Китая, которые ущемляют гражданские слова и свободы во имя сохранения позитивных рабочих отношений.
"Я думаю, что постепенно в отношениях с Россией они будут делать то же, что сейчас предпринимают в отношениях с Китаем", - заявил Койт Блэкер, профессор Стэнфордского университета и советник администрации Клинтона, добавляя, что США и Китай готовы обсуждать такие вопросы, как Тайвань, Северная Корея и торговля, а все спорные моменты они обсудят "при других обстоятельствах и в другое время".
Во внешней политике Россия продолжает тесное сотрудничество с США, особенно в деле оказания совместного дипломатического давления на Иран и Северную Корею. В то же время Россия заняла более решительную позицию по вопросу вмешательства США в дела своих соседей, особенно Молдавии, Грузии и стран Центральной Азии.
Недавно Россия открыла военную базу в Киргизии, неподалеку от американской базы, созданной для поддержки войны в Афганистане. Москва обрушилась на вмешательство США в дела Молдавии, где недавно окончились провалом попытки России разрешить давний кризис с Приднестровьем.
На прошлой неделе министр иностранных дел Игорь Иванов обвинил США в тайном участии в свержении грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе, назвав посла США в Грузии Ричарда Майлза главным агентом.
В целом почти все наблюдатели администрации Буша, включая посла США в России Александра Вершбоу, призывают к более жесткой американской политике в отношении России.
После ареста Ходорковского в республиканских кругах вспыхнули дебаты по этому вопросу. Ходорковского обвиняют в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, но критики Путина и чиновники администрации Буша считают это дело заказанной Кремлем политической атакой на влиятельного бизнесмена, который представляет себя в качестве реформатора.
Ричард Перл, влиятельный советник Пентагона, заявил, что Россию следует исключить из "большой восьмерки", клуба крупнейших индустриальных стран. В октябрьском интервью The Washington Post он указал на то, что администрация должна занять более жесткую позицию в отношении Путина и запретить России участвовать в реконструкции Ирака. 5 декабря Буш официально запретил ряду стран включая Россию участвовать в конкурсе на получение первичных контрактов в Ираке.
Буш, который после ареста Ходорковского озвучил опасения насчет приверженности России соблюдению законности, на прошлой неделе во время одного из разговоров с чиновниками своей администрации дал четко понять, что он обеспокоен думской кампанией в России. Об этом сообщил чиновник Госдепартамента. В этом же разговоре он, правда, упомянул о намерении просить помощи России в сокращении иракского 20-миллиардного долга.
Американские чиновники говорят, что у них нет мощных рычагов воздействия на Россию, однако они надеются удержать Путина, бывшего офицера КГБ, от злоупотребления властью путем предупреждений о том, что подобные действия могут сократить приток столь необходимых иностранных инвестиций, степень сотрудничества с США, а также ослабить шансы России на членство во Всемирной торговой организации.
"Мы ожидали большего, - признался высокопоставленный чиновник администрации, расстроенный итогами выборов в России. - От стран, находящихся в переходном посткоммунистическом периоде, ожидаешь хоть какого-нибудь прогресса, в конце концов!"