На протяжении последних десяти лет их число долгожителей в стране стремительно растет. Каждый день один бельгиец переходит возрастной порог в 100 лет. 50% девочек, родившихся в 2002 году, могут рассчитывать, что тоже достигнут столетнего возраста, пишет сегодня Le Soir (перевод на сайте Inopressa.ru).
В субботу 8 октября в городе Йетта умерла старейшая жительница Бельгии Анн-Мари Адам: 14 декабря ей могло бы исполниться 111 лет. С ее смертью титул главного бельгийского долгожителя переходит к Луи Марьону, которому 10 октября исполняется 110 лет. Одновременно - согласно официальным документам, он родился в 8 часов утра - Луи Марьон стал первым бельгийцем мужского пола, достигшим 110-летнего возраста. Не считая, конечно, Яна Михеля Рейскенса, который, будучи уроженцем бельгийского города Генк, прожил всю жизнь - 111 лет и 241 день! - в Нидерландах.
В Бельгии до Луи Марьона уже шесть женщин перешагнули этот возрастной рубеж. Одной из них была Анн-Мари Адам, которая стала старейшей жительницей Бельгии после смерти в декабре 2002 года Йоанны Турксин, прожившей 112 лет и 186 дней. По крайней мере, Луи Марьон - один из всего лишь трех (и единственный ныне живущий) мужчин, входящих в этот "клуб", остальными членами которого являются исключительно женщины - круг бельгийцев, доживших до 108 лет (счет ведется с 1900 года).
Отныне каждый день один житель Бельгии достигает столетнего возраста. Однако Луи Марьон по-прежнему являет собой статистический феномен: он принадлежит к поколению, в котором мужчины имели лишь один шанс из тысячи дожить до ста лет, поясняет демограф Мишель Пулен из Центра демографических исследований для гражданской администрации (GEDAP). И, достигнув ста лет, он - по статистике - имел лишь один шанс из тысячи перешагнуть рубеж в 110 лет. Это значит, что при своем рождении Луи Марьон имел лишь один шанс из миллиона отпраздновать свое 110-летие в эту пятницу.
Эти расчеты сделаны на основе базы данных, в которую занесены сегодня 7453 столетних жителей Бельгии, принадлежащих к поколениям, родившимся с 1870 года. Обновление этой базы данных представляет большую сложность из-за нынешнего "демографического взрыва долгожителей". За последние десять лет в Бельгии число столетних выросло более чем вдвое (с 527 в 1991 году до 1154 к 31 декабря 2002 года. По нашим прогнозам, к 2010 году их будет около 2 тысяч, говорит Мишель Пулен. Пройдя период спада в середине следующего десятилетия (он связан со снижением рождаемости в 1914-1916 годах), численность старожилов будет возрастать.
Так что на заре будущего века столетние старики, несомненно, будут бегать по улицам: в обществе, где число долгожителей растет, 50% девочек, родившихся в 2002 году, смогут с достаточным на то основанием претендовать на то, чтобы дожить до ста лет.
Этот демографический бум столетних жителей страны побуждает ученых к более углубленным исследованиям. Теперь вопрос заключается не в том, чтобы выяснить, сколько человек достигает столетнего возраста, а в том, чтобы выяснить, как им удается прожить еще дольше. Анализ базы данных показывает, что столетний старик имеет лишь один шанс из двадцати дожить до 105 лет, и один из тысячи - дожить до 110 лет.
Статистический анализ данных по лицам старше 100 лет не позволяет точно сказать, существуют ли биологические пределы продолжительности человеческой жизни. Определенно можно сказать лишь то, что сегодня этот предел превышает 115 лет. Но француженка Жанна Кальман, умершая в возрасте 122 лет, остается мировым феноменом.
В научной литературе отмечается, что на продолжительность жизни влияют многие факторы, в том числе питание, окружающая среда как источник стрессов. Что касается семейного окружения, то, как подчеркивает Мишель Пулен, большинство столетних стариков живет в плотном окружении ближайших родственников. Сказывается и характер долгожителей, "позитивизм" которых граничит подчас с эгоизмом. Что же, в сто лет человека не переделаешь...