Британские прокуроры отвергли предложение Москвы судить Андрея Лугового, подозреваемого Лондоном в отравлении британского гражданина, бывшего агента ФСБ Александра Литвиненко, в России. Королевская прокурорская служба Великобритании во вторник подтвердила, что накануне получила официальный отказ России на запрос об экстрадиции Лугового, мотивированный тем, что Конституция страны запрещает выдачу российских граждан иностранным государствам. "Ответ России был передан нам, российские власти отказались экстрадировать Андрея Лугового", - сказал глава ведомства сэр Кен Макдональд.
- Луговой: Лондон не ищет настоящего убийцу Литвиненко
- В России реакцию Лондона считают "антироссийской"
По его словам, российская сторона "заявила, что готова предать Лугового суду в России, если им будут переданы улики по делу". Комментируя это, Макдональд заявил, что "Луговой подозревается в убийстве британского подданного путем преднамеренного отравления, и это чрезвычайно тяжкое преступление совершено в нашей столице. Поэтому подходящим местом для проведения суда является Лондон", сообщает SkyNews.
Представитель пресс-службы британского МИДа назвал отказ России выдать Лугового "неприемлемым", сообщает Reuters. "Мы последовательно утверждали, что убийство господина Литвиненко является серьезным уголовным делом, - сказал он. - Российский ответ является неприемлемым. Мы с должной решимостью и серьезностью обдумаем нашу реакцию на него". Представитель британского МИДа также отметил, что "сотни британских граждан и гостей столицы рисковали" быть отравленными.
Луговой: Лондон не ищет настоящего убийцу Литвиненко
Сам Андрей Луговой убежден что "в Лондоне абсолютно не озабочены поиском настоящего убийцы, имя которого вряд ли станет известно общественности в обозримом будущем".
Так он прокомментировал сегодняшнее заявление МИД Великобритании и главы Королевской прокуратуры, которые настаивают на выдаче Россией Лугового с последующим судебным процессом над ним в Лондоне.
"Я не боюсь суда, но именно суда, а не судилища, на котором уже давно - еще с осени прошлого года - британскими СМИ расписаны все роли: убийцы, плохих и хороших парней", - заявил во вторник ИТАР-ТАСС Андрей Луговой. "То, как "накачивалось" общественное мнение в Британии и во всем мире, как формально проводилось следствие, как было предъявлено само обвинение, и многое другое дает мне серьезное основание сомневаться в объективности английского правосудия", - подчеркнул он.
"Независимость и беспристрастность британской судебной системы заканчивается, когда наступает политическая целесообразность. Я уверен, что влиятельные силы в Великобритании не заинтересованы в раскрытии этого преступления. Литвиненко был агентом MI-6, находился под наблюдением, и спецслужбы либо проморгали настоящего убийцу, либо, как минимум, знают, кто это сделал", - сказал предприниматель. "Так что имена убийц Литвиненко - заказчиков и исполнителей - общественность вряд ли узнает в обозримом будущем", - добавил он.
В России реакцию Лондона считают "антироссийской" и расценивают как политическое давление
В свою очередь, российский политолог, президент фонда "Политика", председатель комиссии Общественной палаты России по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Вячеслав Никонов назвал заявление представителя МИД Великобритании "неприемлемым" вмешательством во внутренние дела суверенного государства, сообщает "Интерфакс".
Российские сенаторы назвали заявление британского МИДа в связи с отказом Москвы выдать Лугового антироссийским и расценили его как политическое давление на Россию.
"Заявление британского МИД носит ярко выраженный антироссийский подтекст", - заявил в интервью агентству во вторник замглавы комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев. По его мнению, британский МИД сознательно пошел на обострение отношений с Россией с тем, чтобы "сохранить определенный режим напряженности, который наблюдается со стороны Лондона по отношению к Москве".
Вместе с тем, сенатор выразил уверенность в том, что "демарш британского МИД ни коим образом не скажется на позитивной готовности нового британского премьера Гордона Брауна сотрудничать с Россией по ключевым направлениям". Лихачев особо подчеркнул, что российская сторона с самого начала проявила и проявляет готовность сотрудничать с Великобританией по делу Литвиненко.
Другой сенатор, глава комитета по конституционному законодательству, замруководителя российской делегации в ПАСЕ Юрий Шарандин оценил позицию британского МИД "как политическое давление". По его мнению, в Лондоне "хорошо знали, что требуют от России невозможного, и прекрасно знали", что "Россия откажет, в соответствии с Конституцией, в выдаче своего гражданина другому государству". "По юридическим последствиям заявление МИД Британии можно расценивать совершенно однозначно и ясно - это политическое давление на Россию", - заключил Шарандин.
Напомним, что 5 июля российские власти направили в Лондон официальный отказ в экстрадиции российского предпринимателя Андрея Лугового, обвиняемого британскими властями в убийстве экс-подполковника ФСБ Александра Литвиненко. Отказ был мотивирован статьей 61 Конституции Российской Федерации, исключающей возможность выдачи российских граждан иностранному государству и пунктом 1 статьи 6 Европейской конвенции о выдаче 1957 года.
По мнению британской прессы, Великобритания готовится принять жесткие дипломатические меры в ответ на отказ Москвы выдать Лугового. Возможно, в качестве ответных мер будет ограничено право Лугового на выезд из России и начнутся переговоры о проведении суда в некой третьей стране. Источники, близкие к вдове Литвиненко Марине, сообщили, что она может обратиться с жалобой в европейские судебные инстанции.
Великобритания начала формальные действия с целью добиться экстрадиции Лугового в конце мая. Тогда Королевская прокурорская служба сообщила, что располагает достаточными уликами для проведения в Великобритании суда над Луговым по делу об отравлении Литвиненко радиоактивным полонием-210 в Лондоне в ноябре 2006 года.
Тогда же министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккетт обратилась к послу России в этой стране с просьбой о "полном сотрудничестве" в выдаче Андрея Лугового британскому правосудию. Посольство Великобритании в Москве 28 мая передало в МИД России документы по вопросу об экстрадиции Лугового, и в тот же день материалы поступили в Генеральную прокуратуру РФ.
Сам Луговой настаивает на своей полной невиновности в убийстве Литвиненко. Он заявил ранее, что выдвинутое против него Королевской прокурорской службой Великобритании обвинение в убийстве Литвиненко, "безусловно, имеет политическую подоплеку".
Выступая на пресс-конференции в Москве, Луговой заявил, что спецслужбы Соединенного Королевства пытались завербовать его для сбора компрометирующей информации против президента РФ. Луговой рассказал, что британская разведслужба сначала завербовала Литвиненко, а затем - предпринимателя Бориса Березовского, который обвиняется в России в совершении ряда преступлений.
По итогам проверки заявлений Лугового Следственное управление ФСБ возбудило уголовное дело "по признакам шпионажа" - статья 276 УК РФ. По словам официального представителя ЦОС ФСБ, в рамках дела "расследуется разведывательная деятельность британских спецслужб на территории России".
Затем ФСБ сообщила, что к ним в признанием обратился бывший майор налоговой полиции Вячеслав Жарко. Он заявил, что был завербован британскими спецслужбами в Лондоне. В эфире НТВ сам Жарко рассказал, что вербовали его при непосредственном участии Бориса Березовского и Александра Литвиненко, а одним из его "кураторов" был Джон Калаган, который с 1998 по 2001 год работал первым секретарем посольства Великобритании в Москве и считается кадровым офицером разведки.
По заявлениям Жарко ФСБ также возбудило уголовное дело по статье 276 УК РФ "шпионаж".