AFP

Президент США Джордж Буш прибудет на саммит "большой восьмерки" в Санкт-Петербург с революционным предложением для президента Владимира Путина. Ведущие американские газеты The Washington Times и The New York Times в выходные сообщили, что может быть подписано соглашение, позволяющее России импортировать и хранить отработанное ядерное топливо (ОЯТ) со станций, получающих топливо из США. Официальные переговоры по этому поводу могут начаться на саммите.

Толчок к такому реверансу Вашингтона, как сообщают анонимные источники в администрации и американские эксперты, дало наметившееся в последние недели сближение позиций России и США по урегулированию кризиса вокруг ядерной программы Ирана, пишет "Независимая газета".

Ожидается, что Буш выразит готовность заключить с Россией соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии в канун саммита G8 на двусторонней встрече, которая будет предшествовать коллективному обсуждению в формате восьми.

- США ждут компенсацию за Бушер
- США хотят блокировать иранскую ядерную программу
- Уступки Буша показывают, что США нуждаются в России больше, чем Россия в США
- Time: "Ковбойской дипломатии" Буша пришел конец
- Российские экологи не верят в добрые намерения Росатома
- 176 аварий и инцидентов с радиологическими последствиями

В ответ на содействие сверхприбыльному бизнесу США попросят Россию повлиять на Иран, чья ядерная программа вызывает обеспокоенность членов Совета Безопасности ООН. Источники ГАЗЕТЫ.GZT.ru в Росатоме подтверждают, что работа над соглашениями может начаться на саммите.

Ключевой момент соглашения, которое еще предстоит отработать в деталях, сводится к готовности Вашингтона предоставить Москве разрешение на ввоз в Россию отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с атомных электростанций американского производства в третьих странах. Подобное решение, отмечают в США, означает пересмотр курса, которому следовал Вашингтон на протяжении последнего десятилетия.

США ждут компенсации за Бушер

Как республиканская, так и демократическая администрация США отказывались все это время сотрудничать с Москвой в деле развития и использования атомной энергетики. В качестве причины отказа американцы ссылались на российско-иранскую кооперацию в атомной сфере. Прежде всего, речь шла о строительстве Москвой Бушерской АЭС - первой атомной электростанции в Иране.

Впрочем, наблюдатели предполагают, что Буш, выдвигая такую инициативу, идет на серьезный внутриполитический риск. В ходе идущей в США кампании по промежуточным выборам в Конгресс, которые намечены на ноябрь, любые уступки в адрес Москвы будут приняты оппозиционной Бушу и его республиканцам Демократической партией в штыки.

Эксперты подчеркивают, что российская тема на выборах уже давно не эксплуатировалась кандидатами так активно, как в этом году. Таким образом, Буш, рейтинг которого колеблется вокруг 30%-ной отметки, похоже, идет ва-банк. Ему необходим удачный внешнеполитический ход, который увеличит шансы республиканцев сохранить за собой контроль в обеих палатах Конгресса. Тем более что объяснение для американской аудитории уже придумано.

США хотят блокировать иранскую ядерную программу

Соглашение – не просто жест за отмеченные подвижки в позиции Москвы по Ирану, но и шаг в сторону новых. "Мы дали ясно понять русским, что для движения к соглашению по ядерному сотрудничеству нам требуется активное сотрудничество России в блокировании попытки Ирана заполучить ядерное оружие", – разъясняет представитель Совета национальной безопасности США Фредерик Джонс.

"Это соглашение поможет Бушу решить две проблемы: найти место для складирования ОЯТ, которое было произведено в США, а также обеспечить участие РФ в оказании давления на Иран", – отмечает The New York Times.

Отмечая двойную цель Буша, американские СМИ высказывают мнение, что соглашение будет выгодно и России и поможет ей заработать миллиарды долларов. Сообщается, что именно Москва добивалась от США разрешения на переработку топлива с АЭС, построенных американцами в других странах. В частности, в последний раз вопрос об этом был поставлен перед администрацией США главой Росатома Сергеем Кириенко в конце мая.

Источник в Росатоме заявил, что соглашение, скорее всего, будет подписано в течение года, а объявят об этом действительно на саммите. По словам собеседника, США заинтересованы в двухстороннем соглашении и организации прямых поставок ядерной продукции гражданского назначения ничуть не меньше, чем Россия.

Подписание соглашения в ядерной сфере будет способствовать отмене американской антидемпинговой пошлины в размере 115,8%, налагаемой на импорт российского ядерного топлива. "Вот в чем мы на самом деле заинтересованы - убрать антидемпинговое ограничение!" - уточнил собеседник, назвав при этом цену вопроса для российских экспортеров урана - около 30 млрд долларов за 20 лет.

По существующему двустороннему соглашению, которое действует до 2013 года, Россия может беспошлинно продавать в США 500 тонн топлива для АЭС по фиксированной цене и только через посредника - компанию USEC. Между тем, как утверждают в Росатоме, едва ли не половина ядерных реакторов США работают на российском уране.

Впрочем, по данным РИА "Новости", ссылающегося также на источник в Росатоме, Россия не планирует ввозить отработанное ядерное топливо из других стран, в том числе из США, для переработки на своей территории. По словам представителя Росатома, "даже после подписания этого документа Россия не будет ввозить отработанное ядерное топливо американского производства на свою территорию для захоронения": "У нас своих ОЯТ более чем достаточно".

Если учесть, что сейчас в России действуют 10 АЭС, по несколько энергоблоков на каждой, и еще структуры Росатома поставляют топливо на 13 атомных станций в различных странах мира, то Россия и так может оставить потомкам тонны урана-238. Этот комментарий из Росатома полностью совпадает по мысли с высказываниями Владимира Путина. "Нам надо сосредоточиться на собственных ядерных отходах", - заявил президент в ноябре 2004 года.

Заключению сделки между США и Россией могут помешать амбиции. По словам президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, во-первых, Москва ни за что не откажется от роли авторитетного игрока на ближневосточной арене, а потому не захочет давить на Иран по указке США. "Во-вторых, Россия никоим образом не сможет блокировать ядерную программу Ирана, как, впрочем, ни одна другая страна. Поэтому вряд ли Кремль станет брать на себя заведомо невыполнимые обязательства", - заявил эксперт.

Российские экологи не верят в добрые намерения Росатома

Российские экологи, естественно, не верят в добрые намерения Росатома и вспоминают поправки в два закона "Об охране окружающей среды" и "Об использовании атомной энергии", которые Госдума, несмотря на протесты экологов, приняла 6 июня 2001 года. Поправки сняли запрет на ввоз в Россию ОЯТ с целью его временного хранения и переработки. Прежнее руководство Минатома, лоббируя поправки, сулило казне 20 млрд долларов за хранение ОЯТ за 10 лет.

В течение прошедших пяти лет ни один контракт так и не был подписан. Как сообщил руководитель энергетического отдела "Greenpeace Россия" Владимир Чупров, прежнее руководство атомного ведомства наметило три региона под могильники (репозитарии). Это Читинская область, остров Симушир Большой Курильской гряды и архипелаг Новая Земля.

А лидер "Экозащиты" Владимир Сливяк назвал еще одно - Красноярский край. Все эти регионы в большей или меньшей степени относятся к разряду сейсмоопасных. Сейчас в Росатоме поясняют: раз контрактов не было, то и говорить не о чем.

Потенциальный рынок для переработки ОЯТ огромен. По состоянию на конец 2002 года в мире функционировал 441 ядерный энергоблок для производства электроэнергии. На сегодняшний день в мире выгружено около 200 тысяч тонн отработавшего (облученного) ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов; из них переработано только 30 тысяч тонн. Ежегодно выгружается еще 10–12 тысяч тонн ОЯТ. Эксперты прогнозируют, что к 2015 году объем ОЯТ в мире составит 400 тысяч тонн, из них 140 тысяч тонн пойдет на переработку, а 260 тысяч тонн – на хранение.

Кроме России переработку ОЯТ ведут Франция и Англия. Япония завершает строительство соответствующего завода в Роккасё. Рынок переработки ОЯТ очень жесткий, и Россию никто не собирается пускать на него с распростертыми объятиями. "Например, США возвращают на свою территорию топливо из исследовательских ядерных реакторов, которые американцы построили во многих странах, – заметил источник в Росатоме. – Это примерно 30 тысяч тепловыделяющих сборок из сотни реакторов".

Эксперты пока не готовы оценить финансовую составляющую проекта. Однако известно, что еще в 2001 году бывший министр по атомной энергии РФ Александр Румянцев оценивал этот потенциальный рынок в 20 млрд долларов за переработку 20 тысяч тонн ОЯТ.

В России есть одно предприятие по переработке ОЯТ – завод РТ-1 (ПО "Маяк", Челябинская область), введенный в эксплуатацию в 1977 году. На заводе перерабатывается ОЯТ реакторов ВВЭР-440, БН-600, исследовательских и транспортных энергетических установок. Проектная мощность завода 400 т ОЯТ в год, хотя фактически она не превышает 200 т/год.

"Если еще пару лет протянем с реализацией этого проекта – Китай у нас точно перехватит этот бизнес, – считает источник в Росатоме. – Лет через десять у китайцев емкость хранилищ ОЯТ будет больше, чем у нас". По мнению сотрудника Агентства по атомной энергии, временное промедление Китая в этом вопросе говорит не о проблемах, связанных с экологической безопасностью проекта, а с технологической неготовностью Поднебесной вступить в конкурентную борьбу.

С начала использования ядерных технологий произошло 176 аварий и инцидентов с радиологическими последствиями

С момента начала использования ядерных технологий в СССР и по настоящее время произошло 176 аварий и инцидентов с радиологическими последствиями.

Полигон захоронения ОЯТ Горно-химического комбината (г. Железногорск) начал функционировать с 1967 года. Больше 260 млн кюри жидких радиоактивных отходов (РАО) высокого и среднего уровня активности были закачаны в водоносные горизонты на глубине 355–500 м на горно-химическом комбинате. Дополнительно 15 тыс. кюри жидких РАО низкого уровня активности были спущены в водоносный горизонт на глубине 180–280 м.

Вместе с тем радиационный риск для населения вблизи предприятий по переработке и хранению ОЯТ, по оценкам Росатома, почти в 1000 раз меньше риска смерти от загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах России.