Вашингтон убеждает Афины отказаться от участия в строительстве газопровода "Турецкий поток" и поддержания российских интересов в пользу Трансадриатического газопровода, который позволит начать поставки газа из Азербайджана в Европу и снизить энергетическую зависимость ЕС от Москвы.
Геополитическая игра, которую ведет Госдеп США, напомнила The New York Times бизнес-дуэли времен холодной войны. Тем более что переговоры проходят в то время, когда отягощенная долгами Греция отчаянно ищет новые источники доходов.
В пятницу, 8 мая, представитель Госдепартамента США Амос Хохштейн, общаясь с журналистами перед встречей с главой министерства производственной реформы, охраны окружающей среды и энергетики Греции Панайотисом Лафазанисом заявил, что Греция может повысить свою привлекательность для западных инвесторов и одновременно снизить зависимость Евросоюза от поставок российского газа, если откажется поддерживать проект, предложенный российским концерном "Газпром".
Вашингтон сделал ход в тот момент, когда переговоры между Афинами и международными кредиторами по поводу привлечения дополнительных кредитов зашли в тупик. Как пишет The New York Times, пока европейские соседи Греции озабочены способностью страны погасить свои долги, США намерены использовать геополитическое положение Греции и превратить страну в форпост НАТО на южной оконечности Балканского полуострова и важный шлюз для поставки энергоносителей из Центральной Азии.
Комментируя перспективы "Турецкого потока", Хохштейн заявил, что интересы Москвы мало сообразуются с финансовыми потребностями Греции. По его мнению, это не экономический, а чисто политический проект.
Тем не менее два дня назад, 7 мая, президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с греческим премьером Алексисом Ципрасом подтвердил готовность рассмотреть возможность предоставления финансирования греческим компаниям для участия в строительстве российского газопровода через Турцию.
"Особое внимание уделено совместным инфраструктурным планам, проблематике энергетического сотрудничества, включая сооружение газотранспортной системы на территории Греции как части нового проекта транспортировки российского газа через Турцию и другие европейские страны. В этой связи подтверждена готовность российской стороны рассмотреть вопрос о предоставлении финансирования греческим государственным и частным компаниям, которые будут задействованы в этом проекте", - сообщал сайт Кремля.
В свою очередь, правительство Греции подтвердило готовность принять участие в проекте, который может принести стране до 3 млрд евро в качестве аванса. Однако, напоминает The New York Times, Москва и Анкара еще не договорились о турецкой части предполагаемого трубопровода, а до тех пор любая сделка Греции с "Газпромом" не имеет смысла.
Хохштейн, который является спецпредставителем бюро энергетических ресурсов Госдепа США, рекомендовал Греции вместо московского проекта участвовать в строительстве Трансадриатического газопровода и активизировать переговоры с Баку о финансовой составляющей сделки. "Это прекрасный проект для Греции, он создаст больше рабочих мест", - добавил он.
По мнению Вашингтона, "Турецкий поток" усилит энергетическую зависимость Европы от России, тогда как ТАР позволит диверсифицировать поставки и даст возможность Греции развивать собственные энергетические проекты.
Министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис по итогам встречи с американскими дипломатом отметил, что это был "очень важный и честный обмен мнениями".
"Мы хотим проводить многоуровневую и независимую энергетическую политику, которая будет формироваться исключительно на основе национальных интересов, интересов греческого народа и, конечно, учитывать вопросы сотрудничества и энергетической безопасности нашего региона и Европы", - заявил он.
Издание Proto Thema отмечает, что Лафазанис не намерен отказываться от "Турецкого потока" и говорит о том, что Греция стремится стать энергетическим центром. Ранее греческий министр уже говорил о давлении, которое оказывают на Афины США, и уверял, что сотрудничество с Москвой будет продолжено. В комментариях для СМИ Лафазанис отмечал, что "Турецкий поток" и ТАР не являются конкурентами, так как Баку не удастся полностью покрыть потребности Европы в природном газе.
Напомним, накануне разразился скандал вокруг возможного участия в строительстве "Турецкого потока" Сербии. Официальный Белград опроверг заявления президента страны Томислава Николича о невозможности реализации проекта в его стране. В опровержении было указано, что слова президента Сербии были вырваны из контекста.
"Турецкий поток" должен заработать в декабре 2016 года
Ранее в четверг председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что начало ввода в эксплуатацию газопровода "Турецкий поток" ожидается в декабре 2016 года. Соответствующее заявление он сделал по итогам встречи с министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом.
Между тем всего месяц назад главы МИДов Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции на встрече в Будапеште обсудили участие этих стран в новом проекте "Газпрома". По итогам была подписана декларация об энергетическом сотрудничестве для транспортировки природного газа из Турции в страны Европы. Стороны, как утверждалось, по сути, подтвердили свое желание участвовать в проекте на базе маршрута, обнародованного президентом Путиным в ходе визита в Венгрию в феврале, - из России по дну Черного моря через Турцию до хаба в австрийском Баумгартене.
Напомним, "Турецкий поток" призван стать альтернативой проекту "Южный поток", о закрытии которого Россия заявила в декабре 2014 года. Маршрут "Турецкого потока" по большей части пройдет по дну Черного моря и будет совпадать с ранее согласованным маршрутом "Южного потока". Его мощность составит 63 млрд кубометров газа, из которых до 47 млрд кубометров будет поставляться на новый газовый хаб на турецко-греческой границе. Строительством газопровода будет заниматься компания "Газпром Русская".
В случае реализации этого плана влияние Турции как страны-импортера значительно вырастет, а европейцам придется самостоятельно сооружать новые газопроводы от хаба на греческо-турецкой границе. Альтернативы у них не будет, потому что после завершения нынешнего контракта в 2020 году "Газпром" может прекратить транзит через Украину.
Однако участники рынка видят в этом плане несколько серьезных препятствий для нового соглашения с европейцами. Во-первых, если вариант с поставками газа в Италию в этом случае еще возможен, то для Австрии, Венгрии и Словакии придется строить новую газотранспортную систему. Кроме того, создание трубопровода в Турцию займет время. Сделать это ей придется до 2020 года, когда истечет действующий контракт о поставках газа.
Пока же, как на днях напоминала газета "Коммерсант", "Газпром" хочет быстрее начать строительство "Турецкого потока", а Анкара сопротивляется. Свидетельство тому - наращивание импорта сжиженного газа, который дешевле российского. В итоге российские поставки в Турцию в апреле рухнули на 38%.
Дополнительным фактором, тормозящим соглашение, стало заявление в память жертв геноцида Владимира Путина в ходе визита президента в столицу Армении. Анкара жестко прокомментировала это заявление.