Президент Сербии исключил возможность реализации в стране проекта "Турецкий поток" и отметил, что его страна может присоединиться к санкциям ЕС против России, хотя Белград и не согласен с такими мерами
Reuters
Президент Сербии исключил возможность реализации в стране проекта "Турецкий поток" и отметил, что его страна может присоединиться к санкциям ЕС против России, хотя Белград и не согласен с такими мерами. Последнее, впрочем, случится только после вступления Сербии в ЕС, сроки которого пока что не определены. Об этом Николич заявил в интервью агентству "Интерфакс".

"Я думаю, что реализация "Турецкого потока" невозможна, и из этого направления мы газ получать не будем", - приводит его слова агентство. Президент Сербии подтвердил несогласие Белграда с антироссийскими санкциями ЕС, но отметил, что Сербия после присоединения к Евросоюзу будет обязана следовать общей политике этой организации.

"Мы изложили всем европейским официальным лицам нашу позицию о том, что сейчас мы не согласны с введением санкций против РФ, но когда мы станем членами ЕС, то будем обязаны вести совместную внешнюю политику", - пояснил глава Сербии.

При этом Николич отметил, что в настоящий момент развитие сотрудничества Москвы и Белграда не является препятствием на пути к интеграции в ЕС, "более существенную проблему" представляет вопрос Косово.

"Решение этого вопроса является основным условием нашего вступления в ЕС, в то время как отношения с Россией, а именно вопрос введения против нее санкций, может стать проблемой, только когда мы станем членами Евросоюза", - подчеркнул Николич.

Ранее в четверг председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что начало ввода в эксплуатацию газопровода "Турецкий поток" ожидается в декабре 2016 года. Соответствующее заявление он сделал по итогам встречи с министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом.

Между тем всего месяц назад главы МИДов Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции на встрече в Будапеште обсудили участие этих стран в новом проекте "Газпрома". По итогам была подписана декларация об энергетическом сотрудничестве для транспортировки природного газа из Турции в страны Европы. Стороны, как утверждалось, по сути, подтвердили свое желание участвовать в проекте на базе маршрута, обнародованного президентом Путиным в ходе визита в Венгрию в феврале, - из России по дну Черного моря через Турцию до хаба в австрийском Баумгартене.

Напомним, "Турецкий поток" призван стать альтернативой проекту "Южный поток", о закрытии которого Россия заявила в декабре 2014 года. Маршрут "Турецкого потока" по большей части пройдет по дну Черного моря и будет совпадать с ранее согласованным маршрутом "Южного потока". Его мощность составит 63 млрд кубометров газа, из которых до 47 млрд кубометров будет поставляться на новый газовый хаб на турецко-греческой границе. Строительством газопровода будет заниматься компания "Газпром Русская".

В случае реализации этого плана влияние Турции как страны-импортера значительно вырастет, а европейцам придется самостоятельно сооружать новые газопроводы от хаба на греческо-турецкой границе. Альтернативы у них не будет, потому что после завершения нынешнего контракта в 2020 году "Газпром" может прекратить транзит через Украину.

Однако участники рынка видят в этом плане несколько серьезных препятствий для нового соглашения с европейцами. Во-первых, если вариант с поставками газа в Италию в этом случае еще возможен, то для Австрии, Венгрии и Словакии придется строить новую газотранспортную систему. Кроме того, создание трубопровода в Турцию займет время. Сделать это ей придется до 2020 года, когда истечет действующий контракт о поставках газа.

Пока же, как на днях напоминала газета "Коммерсант", "Газпром" хочет быстрее начать строительство "Турецкого потока", а Анкара сопротивляется. Свидетельство тому - наращивание импорта сжиженного газа, который дешевле российского. В итоге российские поставки в Турцию в апреле рухнули на 38%.

Дополнительным фактором, тормозящим соглашение, стало заявление в память жертв геноцида Владимира Путина в ходе визита президента в столицу Армении. Анкара жестко прокомментировала это заявление.