В Пакистане завершилось расследование жестокого убийства группы россиян, совершенного 17 мая местными полицейскими. Специальная судебная комиссия пришла к выводу, что стражи порядка устроили побоище, расстреляв трех мужчин и двух женщин, одна из которых, к тому же была на седьмом месяце беременности.
После кровавой бойни полицейские пытались выдать погибших за террористов. Однако выводы комиссии свидетельствуют о том, что убийство было немотивированным, а раненых иностранцев жестоко добивали на глазах свидетелей. Полицейские действовали непрофессионально и должны быть наказаны, говорится в 88-страничном докладе, текст которого приводит РИА "Новости".
Пять человек, в том числе четверо россиян и один таджик, были убиты 17 мая текущего года в пригороде столицы провинции Белуджистан города Кветта. Группа из трех мужчин и двух женщин была расстреляна неподалеку от блокпоста пограничного корпуса.
Российское посольство в Пакистане позднее получило копии российских паспортов четырех из пяти убитых, но не может подтвердить их подлинность и гражданство погибших, так как не располагает оригиналами документов. Также сообщалось, что ксерокопии документов были плохого качества, в том числе и потому, что паспорта были пробиты пулями, фамилии погибших практически не читались. Тела жертв полицейского произвола также оказались непригодны для опознания, так как хранились в непригодных условиях. Впоследствии они были захоронены.
Тем не менее сообщалось, что двое погибших мужчин и одна женщина были жителями Дагестана. В одной из погибших предварительно опознали уроженку Дагестана Патимат Магомедову, другой оказалась - Ольга Шредер из города Нерюнгри (Якутия) 1992 года рождения. Шредер была беременна. Ее ребенок также погиб. Еще одной жертвой расправы стал муж Шредер - гражданин Таджикистана.
Версия полицейских: российские "шахиды" рвались через блокпост
Полиция заявила, что убитые иностранцы были вооруженными террористами и представляли опасность. Они якобы пытались прорваться через блокпост, надев на себя "пояса смертников".
Полицейские также утверждали, что все погибшие скончались в результате взрыва самодельных взрывных устройств. Однако судебно-медицинская экспертиза установила, что иностранцы умерли от пулевых ранений.
Также уже вскоре после инцидента было установлено, что погибшие не оказывали сопротивления и не имели при себе какого-либо оружия, как уверяли стражи порядка. Ряд свидетелей показал, что оружие убитым было подброшено. Кроме того, на фотоснимках, опубликованных в интернете, видно, что руки убитых связаны, что также опровергает версию полиции о том, что эти люди могли представлять угрозу полицейским.
Выводы комиссии: безоружных людей добивали на глазах у зевак
Для расследования резонансного дела администрация провинции Белуджистан сформировала судебную коллегию, которую возглавил судья Высокого суда Белуджистана Мухаммад Хашим Хан Какар. Работа коллегии была завершена 23 июня, ее доклад был передан главному министру Белуджистана Навабу Асламу Раисани.
Судья Какар опросил десятки свидетелей, полицейских и пограничников, изучил видеозапись с места событий, сделанную местным журналистом, и вещественные доказательства. На основании обнаруженных у иностранцев дисков, документов и других предметов судья делает вывод, что погибшие иностранцы, вероятно, были связаны с террористическим подпольем.
Однако в момент гибели эти люди не были вооружены и не представляли никакой опасности - их сначала ранили, а через 20-30 минут лежащих на земле иностранцев "жестоко" добили на глазах у зевак.
Граждане РФ проникли в страну "необычным маршрутом"
Как говорится в докладе, иностранцы попали в Пакистан "необычным маршрутом". В их паспортах не было пакистанских виз, но были визы Ирана и штампы о посещении этой страны в декабре 2010 года.
После проникновения в Пакистан группе "как-то" удалось добраться до населенного пункта Кукчлак, расположенного в 100 километрах южнее границы с Афганистаном, где они наняли машину, чтобы добраться до Кветты. На подъезде к Кветте машину остановил полицейский пост.
"Помощник заместителя инспектора полиции Раза Хан попросил всех четырех мужчин (трех иностранцев и водителя) выйти из машины и обыскал их", - говорится в докладе. При досмотре он ничего не нашел и решил обыскать багаж. Полицейский нашел в одной из сумок два пузырька с шампунем, вскрыл их и обнаружил внутри нечто, завернутое в целлофан, после чего сел в машину и приказал водителю везти всех в полицейский участок.
По дороге, как показали водитель и Раза Хан, "один из иностранцев ударил полицейского". В этот момент водитель остановил машину, а иностранцы бросились наутек. Полицейский сообщил по рации, что от него убегают "террористы-смертники" с "поясами шахидов", и начал погоню.
Пробежав около километра, иностранцы выскочили прямо к блокпосту пакистанских пограничников. В этот момент произошел взрыв и послышались выстрелы, которые вскоре стихли. "В тот момент все иностранцы были живы, но без сознания, а двое из них - женщины - даже разговаривали, держа друг друга за руки", - говорится в докладе. Некоторые свидетели сообщили, что одна из женщин что-то говорила стоявшим рядом полицейским и молилась.
Судья Какар не смог выяснить, кто именно открыл огонь первым и что это был за взрыв, так как показания полицейских и пограничников расходятся, а прохожих рядом не было. Вскоре, как выяснил автор доклада, вокруг раненых собралась толпа людей и два журналиста с видеокамерами.
"Спустя 5-10 минут на место происшествия прибыли офицер полиции города Дауд Джунеджо и подполковник погранкорпуса Фейсал Шехзад", - выяснил Какар. "На видео видно, как полицейские и пограничники прогуливаются рядом с ранеными иностранцами, на расстоянии 10 футов (около 3 метров) от них", - написал судья, подвергнув сомнению версию полиции о том, что раненые иностранцы могли взорваться.
"Эти свидетельства не оставляют сомнений в том, что никакой немедленной угрозы жизни представителей сил безопасности не было, в противном случае они бы не подходили к ним так близко", - пишет судья в докладе.
Момент расстрела есть на предоставленной в распоряжение комиссии записи: "Подполковник Фейсал Шахзад взял у пограничника винтовку, встал в ряд с другими пограничниками и открыл беспорядочную стрельбу, после чего вернул пограничнику винтовку". "В этот момент к нему присоединились полицейские и начали стрелять", - говорится в докладе.
Прибывшие на место саперы не обнаружили у убитых "поясов смертников". Судья Какар не установил мотивы действий пограничников и полицейских, расстрелявших иностранцев.
Полицейские будут наказаны
Доклад приходит к выводу, что правоохранители действовали не профессионально и даже не попытались арестовать иностранцев. "Иностранцы имели активные связи с некими террористическими группами, и если бы их поймали живыми, это очень помогло бы силам безопасности раскрыть всю (террористическую) сеть. К сожалению, из-за чудовищной глупости полиции и пограничного корпуса деятельность всей сети окутана тайной", - заключает докладчик.
Какар утверждает, что старший по званию офицер полиции Джунеджо проявил "абсолютное отсутствие профессиональной компетенции, инициативы и предусмотрительности, которых следует ожидать от офицера его уровня". "Его бестолковые действия продемонстрировали отсутствие организаторских способностей", - написал судья Какар, по мнению которого, Джунеджо следует привлечь к ответственности.
Подполковник погранкорпуса Шехзад, по мнению судьи, "также проявил некомпетентность". "Более того, он учинил побоище, вместо того, чтобы захватить иностранцев живыми. Таким образом он проявил преступную трусость, отсутствие решимости и способности к правильным действиям в сложившейся ситуации", - говорится в докладе судьи, который предлагает наказать Шехзада.
Полицейский Раза, как полагает судья, также должен быть наказан, поскольку повел себя преступно и, "находясь на месте происшествия, решил хранить молчание и не сообщать полиции или пограничникам о том, что ранее обыскал иностранцев, и стал, таким образом, первопричиной инцидента". Убитые в Кветте иностранцы были захоронены в конце июня.