Белорусский президент Александр Лукашенко заявил в интервью "Евроньюс", что Белоруссия выступает за единство и территориальную целостность Украины.
"Мы не хотели бы разрушения украинского государства. Здесь многие говорят, что когда-то там Крым "неправильно" отошел к Украине, что это территория исконно российская, и так далее... Это неправильный подход", - сказал Лукашенко в интервью, опубликованном на сайте канала.
Таким образом Лукашенко ответил на вопрос, готов ли он признать самопровозглашенные Донецкую и Луганскую народные республики. "Нет, нет, мы же совсем другой позиции придерживаемся", - сказал он, подчеркнув, что всегда выступал за территориальную целостность Украины.
"Я изначально заявлял о том, что проект, к примеру, Новороссии мной не воспринимается. Я выступаю за единство и целостность украинского государства. Чтобы не было там замороженных каких-то конфликтов, каких-то зон типа Приднестровья, Нагорного Карабаха, которые всегда таят опасность взрыва. Я лично этого не хочу, как человек и как президент Белоруссии, потому что мы находимся совсем рядом с Украиной", - отметил Лукашенко.
Он считает, что в кризисе на Украине виноваты и Россия и Запад, "но изначально большую ответственность на себе несёт Запад, а не Россия".
"Не Россия на том же Майдане совершала эскалацию конфликта, не Россия там действовала, а некоторые должностные лица западных государств, об этом знает весь мир, и мы тоже, потому что мы были рядом. Эти лица действовали открыто, подстрекая участников Майдана к столкновениям", - сказал белорусский президент.
Белорусский лидер также заявил, что не считает вхождение Крыма в состав России следствием смены режима в Киеве. По его мнению, это "результат неправильных действий Украины на тот момент".
Россия не будет воевать за юго-восток Украины
Лукашенко также выразил уверенность, что Россия не будет воевать за юго-восток Украины. "Я абсолютно убежден, что если Запад и украинские власти себя нормально и правильно поведут, выстроят тактику поведения, Россия никогда не будет воевать за этот регион. Но Россия никогда не согласится с тем, что там будут притеснять ее соотечественников", - сказал белорусский президент.
Он напомнил о "других глобальных игроках в международной политике, которые грубо попирали законы в мире". "И это стало нормой - обрушить военный удар на какую-то из стран, уничтожить эту страну и повесить президента. Это же не Россия делала", - заметил Лукашенко, высказав возмущение пренебрежением международного права. "Прав тот, кто сильнее. ООН вообще превратили в ничто - это дискуссионный клуб, который собирается, а ничего не решает, ни на что не влияет", - цитирует его РИА "Новости".
Белорусский президент убежден, что украинские власти дали повод событиям, которые произошли в Крыму, происходят в Донецке и Луганске. "Власти Украины как минимум дали повод к тому, чтобы россияне насторожились и предприняли превентивные меры к защите русскоязычного населения, к примеру, в Крыму", - подчеркнул он. Белорусский президент высказал мнение, что в подобной ситуации Запад бы действовал аналогично.
"Точно так произошло и на востоке. Зачем было хвататься за такое острое оружие, как язык? Ну, разговаривают люди на юго-востоке на русском языке и на украинском - и пусть разговаривают. Неужели в эту острую фазу противостояния надо было давить на русскоязычных людей, в том числе ущемляя их права?" - добавил белорусский лидер.
Постсоветские страны "наелись" демократии
Лкашенко также считает, что события на Украине обеспечили поддержку населением постсоветских стран идеи сильного государства.
"В постсоветских республиках народ демократии "наелся". Сейчас, наоборот, идет процесс и пользуется поддержкой народа - процесс сильного государства, которое не должно допустить хаоса и, тем более, гражданской войны. Особенно после событий в Украине", - заявил Лукашенко.
При этом он подчеркнул, что это не означает, что лидеры оппозиции "выдавливаются" из страны.
"Но... закон в государстве должен выполняться всеми, в том числе и властью, и лидерами оппозиции. Если ты нарушаешь закон, ты должен отвечать по закону", - подчеркнул он.