Телевизионные дебаты двух претендентов на пост президента Франции - кандидата правых Николя Саркози и социалистки Сеголен Руаяль завершились в среду вечером без выявления явного победителя, передает "Интерфакс". Дискуссия была уравновешенной, порой напряженной, по содержанию она была посвящена почти полностью социально-экономическим проблемам сегодняшней Франции. Международные вопросы в ходе дебатов практически не затрагивались.
Отметим, что кандидат правых старался быть подчеркнуто сдержанным, поскольку хотел успокоить многих избирателей, считающих Саркози излишне резким и агрессивным. Социалистка, напротив, действовала напористо и наступательно, так как ее упрекали в недостаточной решительности.
Саркози придерживался идей современного социально-экономического либерализма, тогда как Руаяль следовала традиционному для социалистов эгалитарному подходу. Например, кандидат от правящей партии настаивал на сокращении госраходов и численности государственных служащих, а также ослаблении налогового бремени и поощрении частной инициативы, тогда как социалистка Руаяль выступала за усиление роли и веса государства, справедливом распределении налоговой нагрузки и создании дополнительных рабочих мест в госсекторе. При этом оба кандидата уверяли, что именно их "рецепт" послужит увеличению экономического роста и благосостояния населения, сообщает РИА "Новости".
Противоположные подходы продемонстрировали претенденты на место в Елисейском дворце и во время обсуждения вопросов о 35-часовой рабочей неделе, обеспечении жильем, правопорядке и безопасности, реформе государственных институтов, ситуации в сфере здравоохранения и образования.
В частности в ходе обсуждения "образовательного раздела" дискуссия приобрела особенно острый характер. После высказывания Саркози о том, что дети-инвалиды должны иметь возможность учиться в одних школах с нормальными детьми, Руаяль вдруг вспылила и обвинила оппонента в "политической аморальности", заявив, что это именно она еще несколько лет назад, будучи в правительстве социалистов министром-делегатом по вопросам школьного образования, пыталась претворить эту идею на практике, а правые, придя к власти, эту практику загубили. Саркози призвал свою визави успокоиться: "Чтобы быть президентом республики, надо быть спокойным. Вы выходите из себя очень легко". "Я не нервничаю, я возмущена, - отпарировала Руаяль. - Бывает праведный гнев, когда люди страдают".
Телеведущим с трудом удалось прекратить эту перепалку и перевести разговор на международную проблематику. Здесь оппоненты вновь, хотя уже и в спокойной форме, выразили свои разногласия. Так, Саркози выступил категорически против принятия Турции в Евросоюз, пояснив, что эта страна не является частью Европы, а находится в Малой Азии. Руаяль же не исключила возможности того, что в перспективе Турция может быть принята в ЕС.
Ввиду позиции, занятой Китаем по отношению к конфликту в Дарфуре, Руаяль высказалась за бойкот Олимпийских игр в Пекине, в ответ Саркози назвал это "очень плохой идеей".
В отношении Ирана кандидат от правящей партии наиболее разумным счел "сочетание санкций с предложением о переговорах", тогда как Руаяль бескомпромиссно высказалась за что, что Ирану следует "запретить осуществлять обогащение урана не только в военных, но и в гражданских целях".
Международный раздел дебатов оказался самым коротким и занял лишь несколько минут, после чего оппоненты перешли к проблеме иммиграции и едва ли не единственный раз за время дебатов продемонстрировали частичное единодушие.
По мнению наблюдателей, нынешние дебаты выглядели чересчур приземленными
Судя по первым откликам из предвыборных штабов, в каждом из них считают, что именно их кандидат вышел победителем дебатов, выглядел более убедительным и заслуживающим доверия. В то же время политологи полагают, что вести речь о победителе не стоит: каждый из претендентов выполнил поставленную перед собой задачу и выглядел достойно, по крайней мере, в глазах сторонников.
Наряду с этим наблюдатели отмечают, что по сравнению с предыдущими президентскими кампаниями нынешние дебаты выглядели чересчур приземленными, замкнутыми на внутренних проблемах, не дающими широкого видения мира, и потому выглядели скорее дебатами претендентов на пост главы правительства, а не главы государства.
Насколько верны эти замечания, станет ясно уже в воскресенье, когда во Франции состоится второй тур президентских выборов. До сегодняшнего дня, согласно опросам общественного мнения, более высокие шансы имел Саркози: его отрыв от Руаяль составлял, по различным оценкам, от 3% до 7%.
Напомним, что в первом туре голоса избирателей распределились следующим образом: за Саркози проголосовали 31,18%, Сеголен Руаяль набрала 25,87% голосов.