По словам Саркози, Франция и 40 лет спустя остается заложницей того движения, которое захватило Сорбонну и потрясло воображение власти. Экс-глава МВД страны объявил себя спасителем, который исцелит Францию – возвращением власти, достоинства, послушания. Он никогда не произносит этого слова, но его "прорыв" называется "порядок", пишет La Stampa (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Саркози обвинил во всех бедах французского общества "недееспособных, лицемерных и ничтожных" сторонников Руаяль. "Они защищают общественный транспорт, но никогда им не пользуются, ратуют за государственные школы, но не отправляют туда своих детей, они обожают пригороды, но не живут там, говорят о всеобщем интересе, но баррикадируются за стенами кумовства и корпоративности, подписывают петиции, когда из домов изгоняют незаконных жильцов, но никогда не примут ни одного из них у себя дома", - сказал победитель первого тура президентских выборов.
Саркози заявил, что "наследники 1968 восхваляют идеи европейского сообщества, порочат национальную идею, разжигают ненависть к семье, обществу, государству, нации, республике" и выразил уверенность, что Франция последует за ним.
Кандидат в президенты от социалистов, Сеголен Руаяль, выступая на стадионе "Шарлетти" перед десятками тысяч своих сторонников, обвинила Саркози в том, что "он подвергает опасности гражданский мир", и призвала центристов и антилибералов к объединению, пишет Le Figaro (полный текст на сайте InoPressa.ru). "Май 1968 был 40 лет назад!" – заявила Сеголен, обвинив Николя Саркози в желании "нового мая 1968 года, чтобы навести порядок". Но "Док Жинеко вовсе не Андре Мальро, Франсуа Мориак – не Бернар Тапи, и господин Саркози – не генерал Де Голль", – пошутила Сеголен Руаяль.
Она также выступила с критикой "словаря" своего соперника. Она напомнила, как Саркози, обещая "вычистить пригороды", упомянул слово "Керхер" - известную марку моющих машин, смывающих грязь сильным напором воды. "Я официально заявляю, что самые высокие ценности Франции несовместимы с такими словами!", - сказала Руаяль.
Сеголен Руаяль закончила свое выступления, обратившись к французам с просьбой иметь "смелость" привести к власти женщину, и призвала своих сторонников "укрепиться" в своем решении за эти оставшиеся три дня до голосования во втором туре. "Моя избирательная кампания – это вы!"
Слова Саркози насчет 1968 года вызвали резкую критику со стороны депутата Европарламента, лидера студенческого движения тех лет, Даниэля Кон-Бендита. В интервью швейцарской газете Le Temps он обвинил Саркози в расколе страны и разжигании конфронтации между слоями общества. Кон-Бендит напомнил, что в 1968 году против существующего порядка выступили не только студенты, но и больше половины Франции (полный текст на сайте InoPressa.ru).
"Он ведет себя как настоящий сталинист. В то время как Франция стремится к примирению, он в конце избирательной кампании занимается эксгумацией раздоров 40-летней давности!", - возмутился евродепутат.
По его мнению, Саркози стремится "как можно сильнее сцементировать правые силы и правых экстремистов, которых объединяет общая ненависть к 1968 году", противопоставить один класс другому.
Кон-Бендит напомнил, что в 1960-е годы замужняя женщина не могла открыть банковский счет без разрешения своего мужа. По его словам, для женщин май 1968 стал обретением свободы. Евродепутат заявил, что Саркози не выносит независимость женщин в лице Сеголен Руаяль.
Он также напомнил, что те, кто выступали против них в 1968 году, кричали "Кон-Бендита – в Дахау!" По его словам, Саркози, выступая в Берси, возложил на "бедных участников выступлений 1968 года, ответственность за нынешнее капиталистическое безумие".
Аналитики отмечают, что во втором туре победит кандидат, которому отдадут предпочтение сторонники центриста Франсуа Байру. Руаяль заявила в ходе телеинтервью, что "не исключает" никаких вариантов состава правительства, намекнув на возможность для лидера центристов стать премьер-министром. Здесь она соперничает с Саркози, который уже сказал, что "готов начать диалог с Байру".