Руководство СИЗО "Матросская тишина", где содержится тяжело больной экс-вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян, просит суд согласовать вопрос о переводе подсудимого в специализированный стационар для обследования и лечения.
Дело Алексаняна, обвиняемого в хищении имущества, рассматривается Симоновским судом Москвы. В четверг подсудимого вновь доставили в суд против его воли, и Алексаняну, как и накануне, стало плохо и ему пришлось вызывать "Скорую помощь". В начале заседания суд ненадолго допустил в зал прессу.
- Что сказал Алексанян (ВИДЕО)
Как рассказала адвокат подсудимого Елена Львова, письмо в суд с просьбой рассмотреть вопрос о направлении Алексаняна в специализированный стационар направил начальник "Матросской тишины" Фикрет Тагиев, сообщает "Интерфакс".
"Этот документ свидетельствует о позиции СИЗО, заключающейся в том, что он (Алексанян) должен быть немедленно помещен в стационар на лечение", - сказала адвокат, добавив, что соответствующее письмо было датировано 25 января.
По словам Елены Львовой, в письме Фикрет Тагиев "не указал диагноз Алексаняна". Адвокат подчеркнула, что, "если его нельзя вылечить, его нужно лечить из сострадания". В сентябре 2006 года в московском городском центре СПИД Василию Алексаняну был поставлен диагноз ВИЧ. За время содержания под стражей у заключенного возникли новые серьезные заболевания: в частности, сам Алексанян рассказал одном своем смертельном диагнозе - у него рак лимфатических желез, лимфома.
Отвечая на вопрос о том, может ли с гуманной точки зрения рассматриваться дело Алексаняна в суде, адвокат сказала: "Я считаю это недопустимым, потому что наступает такой момент, когда нужно думать о жизни человека, а не о том, как будет рассмотрено дело". "Нельзя терзать человека. Ради торжества такого правосудия приносится в жертву жизнь человека", - сказала защитница.
Адвокат отметила, что уже есть решение СИЗО о необходимости направить Алексаняна на лечение, и теперь "последнее препятствие - это судья". Российский омбудсмен Владимир Лукин также потребовал срочного проведения независимой медицинской экспертизы для установления состояния здоровья Алексаняна.
Ответственность брать никто не хочет
Заявления адвоката и государственного правозащитника прокомментировали в правоохранительных органах. Вопрос о проведении независимой медицинской экспертизы находится в компетенции Следственного комитета при прокуратуре РФ, сообщил "Интерфаксу" вчетверг источник в правоохранительных органах.
"Администрация следственного изолятора, в котором содержится Алексанян, не полномочна решать вопросы, связанные с проведением дополнительных медицинских исследований в отношении арестованных. Данный вопрос находится исключительно в компетенции следственных органов, занимающихся расследованием уголовных дел в отношении арестованных", - сказал собеседник агентства, сославшись на требование Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Между тем адвокат подсудимого Елена Львова ранее рассказала, что 29 октября 2007 года следователь Логинов вынес постановление о замене Василию Алексаняну меры пресечения на денежный залог и обратился с соответствующим ходатайством в Басманный районный суд Москвы.
В своем ходатайстве Логинов сослался на медицинские документы, свидетельствующие о тяжелейшем состоянии здоровья заключенного и необходимости его лечения в стационаре. Басманный суд ответил, что не считает данный вопрос сферой своей компетенции, переложив таким образом бремя ответственности за принятие решения вопроса на самого следователя. "И тот же Логинов, цитируя те же (!) документы, вынес постановление... об отказе отпустить Василия Алексаняна под залог", - приводит слова адвоката сайт "Правозащитная сеть".
Больница в "Матросской тишине"
Начальник больницы СИЗО "Матросская тишина" Сергей Мазуров в четверг заявил, что Алексаняну там могут оказать квалифицированную медпомощь. По его словам, на территории СИЗО функционирует "многопрофильная, оборудованная по последнему слову науки и техники, больница, рассчитанная на 706 человек".
По его словам, в медучреждении имеется работающее круглосуточнохирургическое отделение для оказания экстренной и плановой хирургическойпомощи, терапевтическое отделение, дерматовенерологическое отделение,фтизиатрическое отделение на 375 человек, где проходят лечение больные сактивной формой туберкулеза и с амбулаторным долечиванием.
"Кроме того, функционирует инфекционное отделение, расположенное вотдельном корпусе", - отметил начальник больницы. Более того, сказал он, начиная с 2003 года на базе больницы функционируют кафедры фтизиатрии, терапии, дерматовенерологии, хирургии, медико-социальной экспертизы и стоматологии.
По словам Мазурова, в больнице открыт также эндоскопический кабинет, оборудованный современным японским эндоскопом, гастроскопом, бронхоскопом, колоноскопом, кабинет УЗИ, стоматологический кабинет, отвечающий самым современным требованиям, имеется рентгенологический комплекс.
Напомним, что по заключению судебно-медицинской экспертизы в 2006 году, Алексанян мог содержаться под стражей при условии проведения ему высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ). Однако на протяжении всего срока ареста она не проводилась. Это привело к резкому ухудшению состояния здоровья, перехода СПИДа из стадии 3А в стадию 3Б. И если в сентябре 2006 года у Василия Алексаняна было 17% иммунных клеток, то в октябре 2007 года - только 4%.
Администрация "Матросской тишины" неожиданно улучшила условия содержания Алексаняна
Сегодня же стало известно, что администрация следственного изолятора "Матросская тишина", в котором содержится Василий Алексанян, неожиданно улучшила условия его содержания. Об этом журналистам сообщил в четверг сам арестованный.
"Со вчерашнего дня невиданное внимание и забота ко мне проявляется в следственном изоляторе. Сегодня ко мне приходил прокурор… Мне улучшили условия содержания. Камеру привели в порядок. Ждут либо комиссию какую-то, или Европейский суд воздействовал. Я вернулся с заседания вчера, когда зашел в свою камеру, подумал, что не туда попал". "Это потемкинские камеры теперь у нас", - заметил топ-менеджер.
Алексанян считает, что его "любой ценой, если только я не скончаюсь, будут насильственно заставлять участвовать в судебных заседаниях", чтобы "продолжить избиение сотрудников компании и руководителей".
"Есть какие-то задачи, которые власть любой ценой, с кровью, с жертвами решает, как хочет. Общество молчит. Я считаю, что это возмутительно. Потому что каждый из вас может оказаться на моем месте. Я прожил 36 лет, я закончил два высших университета в мире – и никогда не думал, что со мной может такое случиться. Я жил, растил ребенка, а кто-то решил взять меня и уничтожить. И это очень просто оказывается в нашей стране... Я не виновен. Обвинение сфабриковано полностью – от начала и до конца. Но нет в обществе никаких моральных авторитетов, которые могли бы встать и сказать: "Одумайтесь! Что вы творите?!"