Телефонные переговоры президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа, проходившие в течение 50 минут вечером в субботу, 28 января, были восприняты и в России, и в США как потенциальный старт улучшения отношений между двумя странами.
Кремль заявил, что лидеры "продемонстрировали настрой на активную совместную работу по стабилизации и развитию взаимодействия на конструктивной, равноправной и взаимовыгодной основе". Основной темой беседы была названа борьба с международным терроризмом. Президенты высказались за налаживание реальной координации российских и американских действий для полного разгрома "Исламского государства" (ИГ, ДАИШ, запрещена в России) и других террористических группировок в Сирии, говорится на сайте Кремля. Были обсуждены и другие актуальные международные проблемы - положение дел на Ближнем Востоке, арабо-израильский конфликт, кризис на Украине, ситуация вокруг иранской ядерной программы и на Корейском полуострове.
Белый дом в своем официальном заявлении также отметил, что беседа двух лидеров запустила процесс улучшения отношений между странами. "Этот позитивный звонок был знаменательным началом улучшения отношений между Соединенными Штатами и Россией, нуждающихся в "починке", - сообщили в пресс-службе Белого дома. - И президент Трамп, и президент Путин надеются, что после разговора две стороны смогут быстро двигаться, чтобы взяться за терроризм и другие важные вопросы, вызывающие обоюдную обеспокоенность".
Комментируя сегодня итоги телефонного разговора Трампа и Путина, российские газеты отмечают возможности сотрудничества двух стран и вопрос о снятии санкций с России. Обзор материалов по этой теме публикует сегодня сайт "Заголовки.ру".
"Российская газета" пишет, что беседа руководителей России и США прошла в позитивном и деловом ключе. Лидеры двух стран договорились поддерживать регулярные личные контакты. Путин поздравил американского коллегу Трампа с вступлением в должность и пожелал ему успехов. Лидеры также обстоятельно обсудили международные проблемы.
РБК пишет, что хотя президенты обсудили практически весь набор международных проблем, приоритетной целью было обозначено объединение усилий в борьбе с международным терроризмом. Координация между сторонами в Сирии велась и ранее, однако Москва не раз выражала недовольство тем, что Вашингтон не выполнял свои обязательства, в том числе по размежеванию умеренной оппозиции и террористов. Путин в ходе разговора с Трампом несколько раз повторил, что исламский терроризм - это "общий враг".
То, что во время телефонной беседы Трампа и Путина вопрос снятия антироссийских санкций не поднимался, мало волнует россиян. Только около четверти граждан РФ согласны на уступки Западу ради снятия санкций, а вот большинство - 62% - готовы жить с ними и дальше. О таких данных, полученных социологами "Левада-Центра", рассказывает газета "Ведомости".
Тема санкций большинству россиян не особенно понятна, и они толком не знают, о чем идет речь, не сталкивались с тем, что можно воспринимать как результат санкций или контрсанкций, говорит политолог Константин Калачев. "Но, не зная деталей и тонкостей связи между санкциями и падением уровня жизни, они полагают, что такая связь есть, - и потому в их настроениях сочетаются лозунг "никто Россию не поставит на колени" и желание, чтобы все-таки уровень жизни так сильно не падал", - цитируют Калачева "Ведомости".
"Коммерсант" считает, что звонок Трампа Путину - это шанс на выход из самого серьезного кризиса в российско-американских отношениях. "Несмотря на то что вопрос о снятии санкций не поднимался, Трамп попытался перехватить инициативу у сторонников давления на Россию в Конгрессе США", - отмечает издание. А аргументом в пользу отмены санкций газета называет новое лидерство двух стран в решении мировых проблем: от нераспространения ядерного оружия до кризисов на Украине, Ближнем Востоке и Корейском полуострове.
Впрочем, эксперты, опрошенные газетой, больших надежд на состоявшийся телефонный разговор между президентами не возлагают. Профессор истории Американского университета Антон Федяшин считает, что Дональд Трамп вряд ли будет спешить "тратить драгоценный политический капитал на кардинальное улучшение отношений с Москвой".
С этим согласен и заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Федор Войтоловский. Он добавляет, что даже если новая администрация в Белом доме захочет снять ту часть санкций, которая вводилась президентскими распоряжениями и для снятия которой не требуется резолюции Конгресса, на Капитолийском холме возникнет серьезное противодействие.
Профессор Университета штата Нью-Йорк в Стони-Брук политолог Джонатан Сандерс в интервью ТАСС заявил, что в списке обсуждаемых президентами тем не значились те, которые вызывали наиболее острые противоречия между США и РФ. "Здесь нет слова "Крым", - указал Сандерс, отметив, что это, "вероятно, является позитивным, хорошим сигналом". Кроме того, "здесь не идет речь о кибератаках во время американских выборов". Не упоминались и спорные темы, касающиеся работы спецслужб обоих государств. "Мы не знаем точно, почему именно Трамп в большей степени, чем основная масса политиков, открыт для взаимодействия с Россией, - указал политолог. - Однако тот факт, что он хочет договориться с РФ и взаимодействовать с Кремлем, думаю, является очень позитивным сигналом. Это происходит в то время, когда 98% людей, которые имеют право голоса в вопросах американской внешней политики, настроены антироссийски".
Старший научный сотрудник Центра арабских исследований Институтавостоковедения РАН Борис Долгов в интервью "Интерфаксу" высказал уверенность, что "разговор президентов России и США по вопросам совместной борьбы против терроризма, в частности исламистского терроризма, - это важный фактор, который будет способствовать усилению этой борьбы и также возможно изменение позиции Соединенных Штатов в отношении сирийского кризиса". "Новый президент Трамп неоднократно заявлял, что для США в Сирии необходима борьба против терроризма, а не против руководства Башара Асада. Это важные заявления. Насколько это будет реализовано, покажет будущее. Но контакты между двумя президентами и явно проявляемое стремление США сотрудничать с Россией против терроризма - это очень важный фактор, я думаю, что такая возможная борьба и сотрудничество вполне реализуема", - заключил политолог.
Как отметил научный директор Фонда развития и поддержки клуба "Валдай" Федор Лукьянов, "трудно судить, было ли в телефонных беседах Трампа что-то новое: нам вряд ли станут известны детали разговора". Однако вскоре, по его мнению, может состояться личная встреча Путина и Трампа. "Думаю, что он не захочет затягивать со встречей. Американский президент постарается "застолбить" некую систему приоритетов и повестку, - считает эксперт. - Сейчас по итогам разговора будет вестись какая-то активная работа по подготовке повестки дня встречи, по ее наполнению". Однако Лукьянов призвал не забывать, что "внешняя политика имеет для Трампа прикладное внутриполитическое значение, учитывая ту неблагоприятную атмосферу, в которую он пришел". "Ему нужно показать свою дееспособность, активность и способность делать то, что считает нужным", - говорит он.
Член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Пушков назвал обсуждение координации в борьбе с ИГ "качественным сдвигом", а первый заместитель председателя этого комитета Франц Клинцевич заявил, что в случае объединения усилий Москвы и Вашингтона "дни "Исламского государства" в буквальном смысле будут сочтены".
Глава думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий назвал результаты обсуждения этой темы "самым главным итогом" разговора. Договоренности о координации усилий по разгрому ИГ - это "то, что, без лишней патетики, ждет от российско-американского взаимодействия весь здравомыслящий мир", подчеркнул он.
Бывший глава Федеральной службы безопасности, ныне депутат Госдумы Николай Ковалев рассказал ТАСС, что первыми шагами при объединении усилий РФ и США в борьбе с терроризмом в Сирии могут стать обмен данными и отказ американской стороны от поставок оружия оппозиции. Он напомнил, что ранее американцы категорически отказывались от какого бы то ни было взаимодействия с Москвой в этой сфере. "Сейчас ситуация, как она мне видится и как можно спрогнозировать, кардинально изменится", - полагает он.
Что касается темы восстановления торгово-экономических связей, то генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев считает, что итоги телефонной беседы президентов РФ и США являются позитивным сигналом для бизнеса и говорят о возможности восстановления сотрудничества, в том числе в инвестиционной сфере. "Фокус на восстановлении торгово-экономического сотрудничества очень важен", - сказал он. Дмитриев также сообщил, что РФПИ сформировал и уже в ближайшее время представит американским партнерам более десяти приоритетных проектов, по которым может вестись инвестиционное сотрудничество.
Глава комитета Госдумы по образованию и науке, эксперт-международник Вячеслав Никонов также обратил внимание на экономическую часть беседы. По его мнению, заявление о необходимости восстановления торгово-экономических отношений "может предполагать отмену какой-то части санкций". "Слово "санкции", естественно, не было произнесено, но восстановление торгово-экономических отношений предполагает подход к этому вопросу тоже", - уточнил депутат.
Договоренность президентов о налаживании координации действий с целью разгрома ИГИЛ и других террористических группировок в Сирии дает уверенность в скорейшем установлении мира на Ближнем Востоке, заявил первый замглавы комитета Госдумы по обороне Александр Шерин. По его словам, "Трамп и Путин в своих действиях очень похожи, потому что когда Путин только заступил на пост президента, он начал взвешенную хладнокровную и последовательную политику в отношении боевиков Северного Кавказа". Он отметил, что Трамп "в этом плане похож на российского лидера тем, что начал воплощать в жизнь все свои программные заявления и обещания, данные избирателям".