Reuters

СМИ стали известны выводы технической комиссии, занимавшейся расследованием резонансного авиаинцидента в московском аэропорту Внуково, где самолет главы нефтяной корпорации Total Кристофа де Маржери на взлете столкнулся со снегоуборочной машиной. Больше всего вопросов вызвали действия двух нетрезвых работников службы снегоуборки, и в отчете нет выводов о виновности стажерки-диспетчера, разрешившей взлет. О выводах комиссии сообщают агентство "Интерфакс" и газета "Коммерсант".

Агентство со ссылкой на источник в авиационных кругах подробно рассказывает о пути, который проделал снегоуборщик Владимира Мартыненко вплоть до столкновения. В комиссии сделали вывод, что нетрезвый Мартыненко фактически заблудился на летном поле. Перед катастрофой Мартыненко вместо того, чтобы следовать за начальником смены Леденевым, поехал за "Газелью" службы электриков. Когда она пересекла взлетную полосу, он заподозрил свою ошибку и запаниковал. В выводах экспертов, которые цитирует "Коммерсант", сказано, что он стал совершать "действия, противоречащие всякой логике": остановился, сдал назад, сделал попытку развернуться. Его машину зацепил стойкой шасси взлетавший самолет Falcon. От столкновения самолет, на борту которого было трое членов экипажа и глава Total, перевернулся, врезался в землю и загорелся. Все четыре человека погибли.

Как указывает "Интерфакс", в ходе расследования Мартыненко нарисовал схему своего движения, которая абсолютно противоречит его реальным перемещениям по летному полю, что подтверждает версию о потере ориентировки в пространстве.

Есть у комиссии и вопросы к начальнику смены Леденеву, который также был нетрезв. Он в течение трех минут не замечал отсутствия одной из снегоуборочных машин. Проверка также показала, что Леденев перед крушением на протяжении часа не связывался с диспетчерами, хотя по нормативам должен был делать это каждые 15 минут.

Также в число обвиняемых попала стажер-диспетчер Светлана Кривсун. Она объяснила комиссии, что дала разрешение на взлет только после того, как осмотрела взлетно-посадочную полосу с вышки и проверила ее по индикатору обзора летного поля. "Препятствия отсутствовали, после чего я под руководством своего инструктора довела до экипажа воздушного судна команду "взлет разрешаю, полоса 06". По данным комиссии, препятствие в виде снегоуборщика появилось на ВПП внезапно, а видеть маневры машины стажер действительно не могла, поскольку они происходили в слепой для нее зоне.

"Коммерсант" также указывает на недостатки и нарушения в ходе обучения стажерки. Газета утверждает, что 24-летняя Кривсун "по сути, успела пройти лишь курс теоретической подготовки" и пять раз получала "однотипные" задания на тренажере. Ее обучением занимался внештатный специалист Александр Круглов, а ночная тренировка 20 октября, когда произошла катастрофа, была для нее второй. Помимо Кривсун, Мартыненко и Леденева, обвинения по делу предъявлены также ее наставнику Круглову и руководителю полетов Роману Дунаеву.

Газета утверждает, что в отчете комиссии не сказано о прямой причастности диспетчеров к катастрофе.

Отметим, что еще один материал о катастрофе во Внуково опубликовал вечером в среду сайт LifeNews. В нем со ссылкой на эксперта утверждается, что пилоты Falcon могли избежать катастрофы.

"Коммерсант" в своей публикации указывает, что взлетавший самолет уже прошел "точку невозврата", то есть его скорость была слишком высокой. А варианты действий летчиков в связи с неожиданным появлением на полосе дорожной техники просто не были прописаны в инструкциях компании Unijet, которой принадлежал Falcon. Их прописали уже после ЧП. В материале "Интерфакса" также сказано, что "французские пилоты в данной ситуации уже ничего не могли сделать, так как заметили снегоуборщик за несколько секунд до столкновения".