Российский журналист Сергей Доренко передал агентству Associated Press и влиятельному изданию Wall Street Journal видеозапись, сделанную в 1998-м году в Подмосковье, на которой офицеры ФСБ Александр Литвиненко, Александр Гусак и Андрей Понькин рассказывают о подготовке покушений на бизнесменов Бориса Березовского и Умара Джабраилова.
Фрагменты этой видеозаписи публиковались и ранее, однако Доренко только теперь передал полную версию для публикации в западных СМИ.
Во время той встречи с тележурналистом офицеры заявили, что распоряжение о ликвидации Березовского они получили от своего непосредственного начальника полковника Александра Камышникова в присутствии трех других офицеров ФСБ. Сам Камышников еще в 98-м году опроверг обвинения в свой адрес.
Офицеры заявили, что им необходимо срочно отснять видеокассету со своими показаниями на случай, если их убьют (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Спустя восемь лет один из этих людей был убит в Лондоне: в ноябре прошлого года Александр Литвиненко был отравлен редким радиоактивным изотопом - полонием-210. Накануне британские власти обвинили в убийстве его бывшего коллегу по спецслужбам Андрея Лугового и потребовали от Москвы его экстрадиции.
В интервью Wall Street Journal Сергей Доренко говорит о том, что президент России Владимир Путин причастен к ликвидации Александра Литвиненко, хотя, по всей видимости, и не отдавал прямого приказа: убить предателя.
Президент Владимир Путин ранее заявил, что у России не было причин убивать Литвиненко: он был не шпионом, а агентом ФСБ среднего уровня, то есть по значимости был примерно местным агентом ФБР. По словам Путина, Литвиненко не располагал никакими секретами. Однако данная кассета и интервью с его бывшими коллегами выявляют более сложную картину, считает издание. Кассета показывает, что начальство и сослуживцы Литвиненко превратились в его врагов, когда тот решил рассказать о том, что, по его мнению, было преступлением и втягиванием в сомнительные политические конфликты. Показ пленки вызвал скандал вокруг методов работы ФСБ, которую в тот момент возглавлял Путин.
На этой кассете агенты почти два часа рассказывают о том, как начальство посылало их для участия в незаконных действиях, в том числе вымогательстве и насилии. Они заявили, что попытались уклониться от приказа похитить местного бизнесмена, при необходимости убив охранявших его милиционеров.
Давая то интервью, агенты опасались, что за нелояльность последует их наказание. Они сообщили, что утром должны встретиться с директором ФСБ, а потому хотели записать и спрятать видеокассету, чтобы обезопасить себя на случай исчезновения.
Литвиненко, по его словам, тоже опасался за свою жизнь. В этом же году он принял решение, предопределившее его уход из спецслужб, побег из России и смерть в Лондоне. Пообещав хранить видеокассету в тайне, вместо этого он передал ее одному из известных бизнесменов - Борису Березовскому, который позже показал выдержки из записи по национальному телевидению. Затем Литвиненко провел пресс-конференцию, на которой выступил против ФСБ. Потом он и ряд его товарищей были уволены с должностей и попали в тюрьмы по уголовным обвинениям.
Гусак и его коллеги, также уволенные, были в гневе из-за действий Литвиненко. Они перестали доверять Литвиненко из-за его тесных связей с Борисом Березовским, тем самым олигархом, который показал кассету в эфире. Березовский стремился усилить свое влияние в ФСБ, дискредитировав ряд высокопоставленных офицеров. Однако конфликт с сотрудниками спецслужб обернулся для него неудачно, и спустя два года после трансляции записи он уехал в Лондон, чтобы избежать преследования, пишет Wall Street Journal. Вскоре за ним последовал и Литвиненко.
По словам офицеров ФСБ, они должны были похитить брата известного чеченского предпринимателя в Москве, получить выкуп в 2 млн долларов, чтобы выкупить двух офицеров ФСБ, похищенных в Чечне.
Они подыскали дачу в Подмосковье, где могли спрятать похищенного. Однако затем, как рассказывает Александр Гусак, им стало известно, что указанного бизнесмена охраняет московская милиция. "Естественно, встал вопрос о том, что придется убивать кого-то из наших коллег", - говорит Гусак на кассете.
Офицеры неоднократно откладывали похищение, занимаясь менее важными делами. Однако незадолго до нового года их вызвал начальник - Александр Камышников. На кассете Литвиненко говорит, что Камышников захотел узнать, согласились бы они выполнить приказ об убийстве Березовского. Когда Литвиненко засомневался, Камышников подошел к нему и стал кричать прямо в лицо: "Ты убьешь Березовского!".
На записи Гусак рассказывает, что ему говорили тоже самое, но он воспринял это как вопрос и проверку лояльности, а не приказ. По его словам, настоящего плана убить Березовского не было. Однако Березовский обратился к директору ФСБ и потребовал провести расследование. Не удовольствовавшись результатами, он затем передал интервью агентов об этом инциденте одному из высокопоставленных представителей Кремля, что вызвало официальное расследование. К лету 1998 года директор ФСБ Николай Ковалев был уволен.
Малоизвестный аппаратчик Путин
На место снятого главы ФСБ пришел Владимир Путин, в то время малоизвестный чиновник из кремлевской администрации. Как заявлял в интервью Борис Березовский, у него были хорошие отношения с Путиным, которого он знал еще со времен работы в Санкт-Петербурге. По словам Березовского, надеясь вызвать чистки в ФСБ, он организовал личную встречу Литвиненко с Путиным.
Как рассказывал Литвиненко друзьям, встреча продолжалась около 10 минут. В написанной позже книге Литвиненко описывает, как предоставил Путину схему, где объяснил, как различные части ФСБ контролируются преступниками. Кроме того, он предоставил Путину список предположительно честных офицеров. Путин поблагодарил его и сказал, что рассмотрит данную информацию. Как говорят друзья Литвиненко, больше они никогда не встречались. Пресс-секретарь Кремля сообщил, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть эти слова.
Не видя результатов, Березовский решил публично атаковать ФСБ. В ноябре 1998 года он опубликовал в одной из московских газет открытое письмо, где потребовал от Путина расследовать возможную подготовку ФСБ покушения на свою жизнь.
В том же месяце Литвиненко и несколько его сослуживцев провели пресс-конференцию. Главным действующим лицом на ней выступал Литвиненко, который заявил, что в ФСБ занимается убийствами и вымогательством. Он потребовал очистить ФСБ от высокопоставленных офицеров, которые "дают незаконные приказы совершать террористические акты, убийства, захват заложников и вымогательство". Вместе с ними на пресс-конференции в качестве жертвы злоупотреблений в ФСБ появился и сотрудник ФСБ Михаил Трепашкин.
На пресс-конференции Литвиненко продемонстрировал свое лицо. Его сослуживцы пытались скрыть свои имена - некоторые были в солнцезащитных очках, другие - в масках. Гусак, не присутствовавший в тот момент в Москве, не принимал участия в конференции. Однако спустя несколько дней после пресс-конференции телеканал ОРТ (нынешний Первый канал), подконтрольный Березовскому, начал транслировать выдержки с видеокассеты, на которых офицеры, без масок и очков, рассказывали подробности о деятельности своего секретного подразделения.
По словам Гусака, разрешения на трансляцию этой записи он не давал. Журналист Сергей Доренко, показавший ее в эфире, заявил, что решил продемонстрировать запись, поскольку внутренняя работа ФСБ в любом случае стала известна после пресс-конференции. Постепенно личности всех офицеров, участвовавших в конференции и запечатленных на кассете, стали известны.
Путин назвал эти обвинения пропагандистским ходом и пригрозил подать на офицеров в суд за клевету. Проведенное расследование пришло к выводу, что заговора с целью убить Березовского не было, хотя кто-то из начальства Литвиненко мог пошутить, что хотел бы видеть Березовского мертвым. "История с пресс-конференцией... свидетельствует о внутреннем нездоровье нашей системы", - заявил позже Путин одному из российских журналистов. По его словам, агенты явно пытались связаться с Березовским. В суд он так и не подал.
Затем Литвиненко был уволен из ФСБ. Уволены были и его коллеги, участвовавшие в пресс-конференции. Некоторые из них отказались от своих заявлений и сообщили, что Березовский заплатил им или заставил с помощью давления озвучить эти обвинения. Они обвинили Литвиненко в том, что он втянул их в конфликт, в котором они участвовать не хотели.
Гусак также был уволен из ФСБ. Его обвинили в вымогательстве, похищении и превышении полномочий в отношении подозреваемого, который позднее умер. Большая часть обвинений была отвергнута, и проведя месяц в тюрьме, он был приговорен к условному сроку.
Литвиненко также был арестован в 1999 году по обвинению в злоупотреблениях, совершенных годом ранее. Эти обвинения были сняты, однако Литвиненко вновь арестовали уже по другим обвинениям, после чего вновь отпустили. Литвиненко перешел на работу к Березовскому в качестве консультанта по вопросам безопасности.