Березовский назвал Генпрокуратуре два доказательства вины Лугового
RTV International
Опубликована стенограмма интервью политэмигранта Бориса Березовского в Лондоне по делу об отравлении полонием-210 Александра Литвиненко. Березовский назвал Генпрокуратуре виновного в отравлении - по его мнению, это сделал Андрей Луговой - и два доказательства его вины. Интересно, что к концу беседы между Березовским и следователем Генпрокуратуры Александром Отводовым завязался прямой диалог. Стенограмму допроса публикует в среду "Коммерсант".

Схема интервью такова: вопросы для интервью подготовили в Генпрокуратуре России, а задавал их следователь Скотланд-Ярда Джеймс Конвей. Из стенограммы следует, что Генпрокуратуру интересовали не только обстоятельства отравления господина Литвиненко полонием-210, но и сведения, касающиеся бизнеса Бориса Березовского и его родственников, его контакты с акционером ЮКОСа Леонидом Невзлиным и даже журналисткой Еленой Трегубовой (которая попросила политического убежища у властей Великобритании), а также их адреса и телефоны. На вопросы, которые, по мнению Березовского, не относятся к расследованию убийства Литвиненко, он отвечать отказался.

- Из интервью Березовского
- Генпрокуратура не комментирует предположения Березовского

Самое интересное - заключительная часть беседы, где следователь Отводов сам спрашивает Березовского, кто мог желать смерти Александра Литвиненко. "Полоний-210 нельзя получить в таких количествах без участия государственных структур, - ответил Борис Березовский. - Тем более организовать технологию не только получения полония, но и доставки его в другую страну... Я хочу вам сказать абсолютно искренне, что на первом этапе, когда никто не знал про полоний, я был уверен, что Путин к этому не имеет никакого отношения, поскольку действительно получалось, что это действие против его политического имиджа. Но когда стало известно, что это полоний и что полоний так трудно было обнаружить, эти соображения покрыли мои предыдущие соображения о невовлеченности Путина... И использование именно полония не оставляет никаких сомнений, что это государственная машина".

Возможным исполнителем убийства политэмигрант Березовский в интервью назвал экс-офицера ФСО, учредителя группы охранных компаний "Девятый вал" Андрея Лугового: "След полония тянется за Луговым через всю Европу и проходит даже через мой офис". По словам Бориса Березовского, его подозрения окрепли после того, как Луговой в беседе между ними отказался приехать в Лондон и дать показания Скотланд-Ярду, хотя политэмигрант и обещал оплатить для него лучших адвокатов. "Эти два факта являются для меня сильными аргументами, что Луговой - один из тех, кто убил Сашу, или один, кто убил Сашу", - заявил в интервью господин Березовский.

Бизнесмен Андрей Луговой, которого Борис Березовский в своих показаниях назвал причастным к гибели господина Литвиненко, от подробных комментариев воздержался: "Ничего нового господин Березовский не сказал, это очередная перепевка его ранее звучавших заявлений, он вновь озвучил личную трактовку происшедшего, и снова комментировать это я просто не хочу".

Из интервью Березовского

Зачем: "Я считаю параллельное расследование, проводимое Генпрокуратурой РФ, попыткой скрыть тех, кто заказывал, организовывал и исполнял это преступление. И поэтому я считаю господина Отводова частью, соучастником этого преступления, поскольку я уверен, что Генпрокуратура располагает данными о том, кто заказывал, организовывал и исполнял это преступление, и это лишь попытка скрыть истинных преступников... буду давать ответы только на вопросы, касающиеся расследования убийства Александра Литвиненко. Ни на один вопрос, касающийся моей собственности, моего бизнеса или бизнеса моих бывших или настоящих партнеров, я отвечать не буду".

Встречи с Литвиненко: "Я хорошо запомнил последнюю нашу встречу до того, как он попал в больницу. Это было 1 ноября 2006 года. Он мне позвонил за несколько дней до этой встречи, сказал, возможно, у него скоро будет важная информация, касающаяся убийства Политковской, и новая информация по поводу попыток людей из ФСБ организовать покушение на его жизнь, на жизнь Закаева и мою. 1 ноября он мне позвонил и сказал, что придет в офис. Он пришел в офис. Я очень торопился в этот день, поскольку уезжал из Англии. Он подошел к множительному аппарату, где позднее были обнаружены тоже следы полония, отпечатал копию тех документов, которые у него были, передал их мне. У меня не было времени смотреть их внимательно, я передал своему коллеге эти документы и попросил отдать их мне, когда я вернусь из командировки. Александр на самом деле настаивал, чтобы я посмотрел их немедленно, но я сказал, что сейчас такой возможности нет, может быть, я посмотрю позднее на эти бумаги. Ну и если вопрос идет о том, когда еще я встречался с ним в ноябре, я уже встречался с ним, когда он очутился в госпитале".

"Я когда вернулся, это была вторая декада ноября. В это время Саша был уже в госпитале, и я сразу же поехал к нему в госпиталь. И он мне сказал о том, что меня очень удивило. Он мне сказал, что он считает, что наиболее вероятным человеком, который его отравил, был либо Луговой, либо другой, который был с ним. И что, скорее всего, это произошло в гостинице Millennium. И что ему положили яд в чашку чая. Я действительно был очень удивлен, потому что мне трудно было представить, что Луговой может быть в этой роли".

Расследования Литвиненко: Березовский сообщил, что в последнее время не общался с Литвиненко так плотно, как раньше, но в общих чертах знал, чем тот занимается. По его сведениям, он вел расследование совместно с испанскими полицейскими. "Это расследование, он сказал, затрагивает интересы самых высоких лиц государства в России. Он называл имена Путина и Абрамовича и говорил, что расследование связано с отмыванием огромных средств, которые принадлежат Путину и Абрамовичу, а также вопрос о приобретении недвижимости в этой стране с использованием вот этих денег... Его постоянно беспокоила безопасность, особенно после того, как в июле 2006 года Путин подписал закон, который позволял российским спецслужбам без суда и следствия убивать тех, кого российская власть считает врагами государства".

Луговой и Ковтун: "Я знаком с Андреем Луговым и не знаком с господином Ковтуном. По крайней мере, я не помню господина Ковтуна... Я познакомился с господином Луговым в Москве. В начале 90-х годов, может быть, в 1992-93-94. Он был мне представлен Егором Гайдаром. Егор Гайдар в то время ушел в отставку. Он был премьер-министром РФ, и Луговой возглавлял его охрану. Но когда Гайдар ушел в отставку, Луговой тоже решил больше не оставаться на службе в КГБ и решил заняться частной практикой, бизнесом. Гайдар представил мне его как очень профессионального охранника. И Луговой осуществлял охрану принадлежащих мне компаний. Позже он сосредоточился на работе одной из компаний - это компания ОРТ, ведущий телевизионный канал России. Мы продолжали с ним взаимодействовать. Никогда у нас не было никакого совместного бизнеса, но я пользовался услугами его охранной компании, которую он создал, вплоть до последнего времени".

"Я еще раз хочу сказать, что я не помню никаких встреч с Ковтуном. Но я помню хорошо встречу с Луговым. Мне запомнилось, что эта встреча была 31 октября 2006 года, когда Луговой приезжал в Лондон. Я его хотел поблагодарить за то, что он обеспечил охрану моей дочери. Он пришел в офис, и мы с ним встретились в моей комнате. Это было 31 октября 2006 года, как я помню".

Генпрокуратура не комментирует предположения Березовского

В Генеральной прокуратуре России оставили без комментариев высказывания проживающего в Лондоне предпринимателя Бориса Березовского, заявившего, что он считает россиянина Андрея Лугового исполнителем отравления бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.

"Мы пока не комментируем сведения, касающиеся расследования дела об убийстве Литвиненко", - заявил "Интерфаксу" в среду представитель Генпрокуратуры РФ.

В свою очередь адвокаты Лугового дали короткий комментарий. "Мы считаем это очередным выпадом господина Березовского", - заявил "Интерфаксу" представитель защиты. Сам Луговой в среду комментировать слова политэмигранта не стал.