Председатель Следственного Комитета РФ Александр Бастрыкин поручил проверить все возможные версии убийства правозащитницы Натальи Эстемировой, в том числе и те, которые высказывают представители правозащитного центра "Мемориал", сообщил"Интерфаксу" официальный представитель СК Владимир Маркин. Бастрыкин дал начальнику Главного Следственного Управления по Северокавказскому федеральному округу поручение активизировать расследование уголовного дела, уточнил Маркин.
Кроме того, Бастрыкин потребовал от следователей при отработке версий убийства "учитывать и проверять все возможные версии совершенногопреступления, в том числе те, которые высказывают представителиправозащитного центра "Мемориал", сотрудником которого являлась Эстемирова", отметил Маркин.
Правозащитники приветствуют решение Следственного Комитета, передает Радио "Свобода". По мнению главы центра "Мемориал" Олега Орлова, несмотря на то, что многие доказательства утеряны, еще есть возможность найти истинных убийц Эстемировой. Он не исключил, что решение проверить альтернативные версии связано с передачей подготовленного правозащитниками доклада президенту России Дмитрию Медведеву. В нем они называют несостоятельной основную версию следствия о причастности к убийству Эстемировой боевика Алхазура Башаева.
Еще 15 июля, ровно через два года после убийства Эстемировой, Маркин говорил, что следствие по-прежнему придерживается официальной версии. Эта версия, которая расходится с мнением членов "Мемориала", заключается в том, что Эстемирову похитил и убил Алхазур Башаев, участник банды Ислама Успахаджиева, а сообщниками Башаева были другие бандиты Успахаджиева.
"В ходе расследования нашла объективное подтверждение версия осовершении покушения и убийства Эстемировой Башаевым и другимиучастниками банды Успахаджиева", - сказал тогда Маркин. По его словам,мотивом этого преступления следствие считает месть за публикацииЭстемировой в СМИ о вербовке Башаевым боевиков и нападении на семьюмосковского бизнесмена. Одним из мотивов убийства могла стать такжедискредитация органов государственной власти Чечни.
По версии следствия, рано утром 15 июля 2009 года Башаевсовместно с другими участниками указанного незаконного вооруженногоформирования на автомобиле ВАЗ-2107 прибыл к дому Эстемировой по улицеБогдана Хмельницкого в городе Грозном, дождался, когда потерпевшаявыйдет из подъезда, похитил ее и вывез на территорию Ингушетии. В этотже день в окрестностях села Гази-Юрт Назрановского района республикиБашаев совершил убийство правозащитницы.
Но "Мемориал" считает, что следствие не располагает достаточными доказательствами причастности Башаева к убийству Эстемировой. Правозащитники думают, что следователи "преднамеренно сконструировали" свою работу так, чтобы сделать версию о виновности Башаева самой убедительной. При этом следствие не предприняло попытокдоказать или опровергнуть при помощи сравнительного анализа ДНК версии опричастности к совершению преступления кого-либо другого, в том числесреди сотрудников силовых ведомств, указывает "Мемориал".
Эстемирова была самой известной правозащитницей на СеверномКавказе, дружила с обозревательницей "Новой газеты" Анной Политковской,убитой в Москве в октябре 2006 года, а также адвокатом СтаниславомМаркеловым, убитым в Москве в январе 2009 года. Ранее в правозащитном центре "Мемориал" сообщили, что по даннымчеченского телевидения 13 ноября 2009 года ударом с воздуха в республикебыл уничтожен грузовик, одним из пассажиров которого был Башаев.Впоследствии, заявил Бастрыкин, оказалось, что Башаев выжил, но скрылся на территории одного из регионов России.
В сентябре 2010 года Бастрыкин заявил, что правоохранительные органы серьезно продвинулись в расследовании убийства Эстемировой. Коллеги Эстемировой в это неповерили. "Нам любые версии, в которых, так или иначе, фигурирует Башаев,кажутся отчасти тщательно сконструированными, а отчасти надуманными.Улики и возможные мотивы кажутся нам весьма сомнительными", - сказалтогда представитель "Мемориала" Александр Черкасов.
Версия "Мемориала": Эстемирову убили сотрудники Курчалоевского РОВД
Критикуя работу следователей, правозащитники отмечают, что в Следственном Комитете и не пытались искать никаких других подозреваемых. Между тем, настоящим мотивом убийства, по их мнению, стало обнародование правозащитницей за неделю до убийства информации о публичной казни жителей селения Ахкинчу-Борзой Курчалоевского района Чечни, совершенной сотрудниками Курчалоевского РОВД.
В связи с этим, по мнению правозащитников, следователям необходимо было проверить бойцов Курчалоевского РОВД на причастность к убийству Эстемировой: на теле Эстемировой, в частности, под ее ногтями, нашли частицы биоматериала, принадлежащего другим людям. Следовало извлечь из этих частиц генетический код, а затем задержать подозреваемых бойцов Курчалоевского РОВД, взять у них анализы для установления генетического кода и сопоставить полученные данные экспертным путем.
Из материалов дела следует, что до января 2010 года следствие пыталось отработать версию о причастности к убийству Эстемировой сотрудников Курчалоевского РОВД. Попутно следователь Соболь направил в прокуратуру Чечни по крайней мере два сообщения об обнаружении в действиях курчалоевских милиционеров признаков преступлений по статьям "Похищение человека" и "Превышение должностных полномочий". Результаты проверки этих сообщений неизвестны, отмечают авторы исследования.
Версия о причастности к убийству Эстемировой Башаева появилась у следствия тогда же, в январе 2010 года, однако она вызывает у правозащитников сомнение. Впрочем, возможность установить истину в этом вопросе с помощью ДНК родного брата Башаева - Анзора - теперь невозможно: сразу после убийства следствие располагало важными вещественными доказательствами, позволявшими установить преступников, - ДНК трех людей, в том числе неустановленной женщины, полученными из "подногтевого содержимого" и "биологических следов" на одежде убитой. Однако, по мнению правозащитников, следствие так и не сумело грамотно воспользоваться этими уликами.
В частности, в ходе следствия не было вынесено ни одного постановления об изъятии образцов биоматериала для генотипирования и сравнения с ДНК убийц. В частности, образцы ДНК не были взяты ни у одного из сотрудников Курчалоевского РОВД, говорится в докладе. Теперь образцы биоматериалов, позволявшие однозначно подтвердить или опровергнуть причастность к преступлению Башаева путем сравнения ДНК, полностью израсходованы. По мнению правозащитников, следствие увели с верного направления расследования спецслужбы, активно участвовавшие в процессе с самого начала.