В Верховном суде Северной Осетии в четверг продолжились слушания по делу Нурпаши Кулаева - единственного уцелевшего террориста из 32-х участвовавших в нападении на бесланскую школу. Было зачитано обвинительное заключение, подсудимый ни по одному пункту виновным себя не признал. Объявлен перерыв до 26 мая.
Слушания были назначены на 11:00, однако начались позже. Первая напряженная ситуация возникла в это время у входа в здание суда - помимо вызванных в суд 30 потерпевших, из Беслана приехал автобус, в котором находилось еще около 30 потерпевших, которым не были направлены повестки в суд.
Охрана у входа в здание сначала отказывалась их пропускать, но после того, как люди громко стали возмущаться по этому поводу, было принято решение пропустить всех. В здании Верховного суда республики было также решено выделить дополнительный зал для потерпевших, которые пожелают принять участие в судебных слушаниях.
Им выделили зал, в котором в первый день слушаний находились журналисты, так как он больше по размеру. Там, в режиме реального времени они могли бы наблюдать за всем происходящим в зале суда. Журналистов перевели в другой зал, однако дополнительный зал потерпевшим не понадобился, все они выразили желание находиться в зале, где проходят слушания.
Потерпевшие после того, как в зал ввели подсудимого Кулаева, стали выкрикивать в его адрес эмоциональные высказывания и не давали начать судебное заседание. Женщины с криками показывали в сторону подсудимого газету, в которой напечатаны фотографии погибших детей: "Это он - убийца наших детей".
Председатель Верховного суда республики Тамирлан Агузаров смог объявить о начале служебных слушаний лишь через 30 минут после того, как собрались все стороны. После того как судья объявил о начале слушаний, зал успокоился, сообщает РИА "Новости". В свой зал вернулись журналисты, так как в отведенном для них новом помещении не работал телевизор, по которому они должны были наблюдать за ходом слушаний в реальном времени.
На процессе подсудимый Нурпаши Кулаев упал в обморок. Ему была оказана помощь медиков, и заседание продолжилось, сообщает "Интерфакс".
Ранее в ходе заседания одна из присутствующих в зале женщин почувствовала себя плохо. К ней также была вызвана бригада "скорой помощи". Медики оказали пострадавшей помощь, и она осталась в зале заседания. Отметим, все женщины в зале суда сидят в траурных платках, в руках у них - фотографии погибших родственников.
Начальник отдела Управления Генпрокуратуры РФ на Северном Кавказе Мария Семисынова зачитала обвинительное заключение. Кулаев не признал себя виновным ни по одному из выдвинутых против него обвинений, передает ИТАР-ТАСС. Когда слово было предоставлено адвокату Кулаева Альберту Плиеву, он сказал, что "если подзащитный считает себя невиновным, то такова и моя позиция". В свою очередь Кулаев заявил суду, что его путают и "принимают за его брата". Агентство РИА "Новости" сообщает, Кулаев заявил, что оказался в бесланской школе номер 1 из-за своих братьев, которые "его вынудили сделать это".
В конце заседания после завершения чтения обвинительного приговора и предоставления слова подсудимому суд объявил перерыв до 26 мая.
Суд проходит при усиленных мерах безопасности. В район Верховного суда высланы усиленные наряды, состоящие из оперативных сотрудников уголовного розыска, постовых милиционеров, кинологов с собаками. В общей сложности оцеплено несколько кварталов в районе суда. Впервые на процессе используется новая компьютерная система "Фемида". В зале установлено несколько микрофонов, и все, что произносится в суде, передается на компьютер.
В группу гособвинения на процессе входят три человека - замгенпрокурора РФ Николай Шепель, прокурор Управления Генпрокуратуры РФ на Северном Кавказе Мария Семисынова и замгенпрокурора Северной Осетии Владимир Черчесов. Кулаева защищает адвокат Альберт Плиев.
Житель села Старый Энгеной Ножай-Юртовского района Чечни 24-летний Нурпаша Кулаев - единственный оставшийся в живых из 32 террористов, участвовавших в нападении на бесланскую школу. Его уголовное дело было выделено в отдельное производство и расследовалось Управлением Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе.
После окончания расследования в окончательной формулировке Кулаеву предъявлено обвинение по 8 особо тяжким статьям УК РФ, в том числе бандитизм, терроризм, захват заложников, убийство. К рассмотрению в суд переданы 105 томов уголовного дела, в качестве потерпевших проходят 1315 человек, свидетелями обвинения выступают 69 человек, свидетели защиты отсутствуют.
В результате захвата заложников в школе города Беслана 1 сентября 2004 года погибли 330 человек, в том числе 317 заложников, из них 186 детей. Среди погибших также двое сотрудников МЧС, 10 сотрудников спецназа ФСБ России и 1 житель Беслана, принимавший участие в спасении заложников. Ранения получили 728 заложников и жителей Беслана, а также 55 сотрудников спецназа ФСБ, милиции и военнослужащих. Всего в школе террористы захватили 1128 заложников. При проведении спецоперации было спасено 918 человек.
В ходе освобождения заложников 3 сентября был уничтожен 31 террорист, данные на 19 из них, включая одну женщину-смертницу, установлены следствием. Кулаев стал единственным захваченным живым террористом, тела остальных уничтоженных членов банды после проведенных экспертиз были захоронены в безымянных могилах.