gulagmuseum.org

Правление международного общества "Мемориал" 19 февраля обратилось к губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко с письмом, в котором говорится о недопустимости постройки на мемориальном кладбище "Пивовариха" посадочной полосы иркутского международного аэропорта. Письмо "Мемориала" поступило в редакцию NEWSru.com.

Массовые захоронения жертв чекистского террора располагаются в урочище Пивовариха под Иркутском, где в 1937-1938 годах сотрудники НКВД тайно закапывали трупы убитых в подвалах здания управления НКВД в Иркутске.

По разным оценкам, там покоятся тела от 15 до 27 тысяч жертв. "Мемориал" в своем письме, также размещенном на официальном сайте общества, называет планы построить на этом месте полосу аэропорта не только безнравственными, но и незаконными - кладбище еще в 1997 году официально объявлено памятником истории и культуры регионального значения.

Муниципалитет Ушаковского района Иркутской области назначил общественные слушания по поводу застройки на 27 февраля. При этом данный вопрос беспокоит не только правозащитников, но и местных жителей, среди которых есть те, кто помнит постоянно ездившие в лес грузовики с телами расстрелянных. Это еще один громкий скандал после ситуации вокруг музея репрессий "Пермь-36", который в прошлом году оказался под угрозой закрытия из-за конфликта с властями.

Цитируя слова самого губернатора в интервью "Восточно-Сибирской правде", правозащитники из "Мемориала" считают, что глава региона не исключает уничтожения кладбища. Хотя Ерощенко говорит о "переносе", правозащитники все же сомневаются в том, что это не будет уничтожением: каким образом губернатор намерен "перенести" располагающиеся в разных районах леса трупы (среди которых, по его собственному признанию, можгут находиться и останки его деда), неизвестно. По этой же причине нельзя сокращать территорию из 200 га до трех-семи га - нужно провести комплексное обследование всей территории, поскольку далеко не все тела еще обнаружены, считают в "Мемориале".

Местные СМИ давно обеспокоились угрозой уничтожения мемориального кладбища. Та же "Восточно-Сибирская правда" писала в ноябре прошлого года о том, что в начале 1990-х вышло постановление губернатора, которым глава области подтверждал существовавший ранее указ и отдавал землю в бессрочную аренду общественным организациям (в том числе и Ассоциации жертв политических репрессий). Однако по факту выяснилось, что ряд документов был оформлен неверно, а некоторые организации-владельцы и вовсе перестали существовать. Мэр поселка Пивовариха принял решение участок с мемориалом (1,6 га) отнести к категории захоронений. Зона скорби (так называется около 200 га леса) отошла к землям лесного фонда, сохранив за собой статус особой зоны - на ней ничего нельзя делать без согласования со службой по охране памятников.

Правозащитники были всерьез обеспокоены начавшимися изменениями: председатель ревизионной комиссии социально-исторического фонда "Мемориал-Сибирь" Нина Вечер сетовала на то, что Зона скорби никак не обозначена на местности. По ее словам, на месте где был пансионат НКВД, строят все новые и новые дома, а с другой стороны леса селятся фермеры, занимая землю под свои огороды.

Портал Irk.ru писал в ноябре 2014 года, что участок земли с захоронениями начали оформлять в собственность Ушаковского муниципального образования. Глава администрации района Александр Кузнецов заявил, что пока оформляются только 1,5 га земли, хотя предположительно захоронения находятся на территории в 190 га. По его словам, для передачи всей земли в муниципальную собственность необходимо провести исследовательские работы.

Информация о том, что новая полоса Иркутского международного аэропорта пройдет по кладбищу, взбудоражила общественность. Телеканал "Вести. Иркутск" передавал, что многие пришли на заседание ушаковской думы, где Александр Кузнецов предложил провести общественные слушания по этому вопросу 27 февраля.

"Пивовариха" - вещественное доказательство преступления против человечности

Кладбище, расположенное в лесу у поселка Пивовариха Иркутской области, является местом массовых захоронений жертв советского террора - лес являлся бывшей спецзоной НКВД.

На въезде в него со стороны деревни стоял пансионат "Дача Лунного Короля". Название осталось от бывшего владельца - польского политического ссыльного Юзефа Огрызко. Из-за редкого заболевания глаз, которое впоследствии закончилось слепотой, он не переносил солнечного света и показывался на улице лишь с наступлением темноты, за что получил прозвище Лунный Король. После революции его дача перешла в собственность НКВД - чекисты поселились во владениях ссыльного поляка и расположенных рядом домах, а в лесу хоронили трупы убитых жертв.

Захоронение было открыто в 1989 году - здесь вскрыли четыре рва-накопителя глубиной пять метров и длиной от семи до 30 метров. Каждый из них полностью наполнялся телами, а потом засыпался слоем земли в 30-40 сантиметров. Из этих братских могил были подняты и перезахоронены останки 309 человек. На этом месте сейчас располагается Стена Скорби.