www.fnkc.ru

Из-за принятых недавно законов в российской медицине исчезли жизненно необходимые для лечения дешевые препараты, заявил директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий НМИЦ имени Рогачева Алексей Масчан.

"Сейчас исчез длинный список препаратов, например, "Цитозар", без которого не обойтись при лечении миелолейкоза, многие простейшие препараты сопроводительной терапии, хлорид натрия, 4%-ная и 8%-ная сода. Вместо некоторых импортных препаратов подсовывают российские, которые никогда не проходили клинических исследований, что необходимо для биоаналогов", - сказал Масчан в среду "Интерфаксу".

Он добавил, что обращался в Минздрав, но ему предложили подбирать альтернативную схему лечения. "Спасибо, конечно, но мы хотим лечить тем, чем надо", - сказал медик.

Отвечая на вопрос о том, пробовал ли он обратиться к премьер-министру Дмитрию Медведеву, чтобы препараты были закуплены, как в случае с "Фризиумом", Масчан сказал: "Каждую дырку заткнуть вручную невозможно. Если премьер-министр будет вручную решать проблемы нехватки каждого конкретного препарата, значит, система не работает. Надо отменить ряд законов, которые привели к этой ситуации, отключить возможность принятия таких законов тем, кто их принял. Мне все равно, реально это или нет, я не политический деятель, я врач, которому не хватает лекарств. Которые были 30 лет, а после принятия законов они начали исчезать".

Он предложил обязательно отменить закон о закупках госучреждениями, так называемый закон "третий лишний" (который предусматривает, что госзаказчик должен отклонять иностранные заявки, если существуют как минимум две российские на тендер лекарств), поскольку тот закрыл доступ на рынок зарубежным препаратам, причем в относительно дешевом сегменте.

"Благодаря принятым законам нам также нельзя прописывать особые условия для препаратов, из-за чего могут вместо таблеток подсунуть мазь, крем. Там целый пакет, над которым трудились лоббисты. Причем я им лично говорил о последствиях, не помогло", - сказал Масчан.

Кроме того, по его мнению, нужно вернуть существовавшую систему автоматической регистрации лекарства на рынке в случае, если оно уже имеет регистрацию в Европе или США. "Клинические исследования, чтобы на наш рынок попал препарат, абсолютно не нужны. Как с "Фризиумом": препарат 40 лет использовали в Европе, США, если там есть регистрация, он автоматически должен получать регистрацию у нас, как это и было раньше. Это один из одиозных законов, который должен быть отменен", - подчеркнул медик.

В начале сентября Медведев подписал распоряжение о выделении средств из резервного фонда правительства на закупку лекарств для детей, страдающих хроническими заболеваниями, которые не производятся в России. Оно дало право уполномоченному к ввозу подобных препаратов Московскому эндокринному заводу оперативно закупить и поставить в РФ такие препараты, как диазепам, фенобарбитал, мидазолам в 10 лекарственных формах, которые не производятся в России, а также клобазам (известный как "Фризиум").

Бюрократические шестеренки завертелись на высшем уровне лишь после серии скандалов, связанных с задержаниями силовиками матерей больных детей "за контрабанду" лекарств. Так, в середине июля полиция в Москве задержала мать ребенка с неизлечимым генетическим заболеванием Елену Боголюбову, которая пыталась получить на почте заказанный через интернет "Фризиум" для сына. Женщину продержали семь часов на почте и отпустили только после вмешательства учредителя благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" Нюты Федермессер, которая позвонила в правительство РФ. Месяц спустя аналогичный случай произошел еще с одной женщиной, матерью страдающего эпилепсией молодого человека.

Примечательно, что новые случаи преследования матерей за покупку незарегистрированных лекарств произошли через год после громкого скандала с возбуждением уголовного дела против Екатерины Конновой, у сына которой ежедневно происходят эпилептические припадки. Благодаря широкой огласке дело было прекращено, резонанс дошел до Кремля, но за год ситуация с незарегистрированными в РФ препаратами не изменилась.

После очередного задержания матери инвалида более 80 россиянок, чьи дети нуждаются в "запрещенных" лекарствах, написали письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой найти решение, как применять противоэпилептические препараты, которые законно используются во всем мире, но не легализованы в России.

В конце августа директор благотворительного фонда "Дом с маяком" Лида Мониава сообщила, что из-за отсутствия необходимых лекарств за месяц умерли восемь тяжелобольных детей. Она отметила, что разовая закупка правительством незарегистрированных препаратов проблему не решит, важно обеспечить их бесперебойные поставки и зарегистрировать их в России.