Недавно Государственная дума одобрила в первом чтении законопроект федерального закона "О государственной службе российского казачества", направленный туда президентом Владимиром Путиным.
Как пишет The Times, Наполеон однажды будто бы сказал: "Дайте мне 20 тыс. казаков, и я завоюю всю Европу и даже весь мир". Теперь президент Путин обращается к казакам за помощью в поддержании порядка в беспокойных южных регионах России, (Inopressa.ru).
Уже в этом месяце предложение Путина может стать законом. До 600 тысяч казаков могут вступить в такие подразделения, и первые из них могут быть сформированы уже к концу года. Этот шаг означал бы, что после 90-летнего перерыва казачество возвращается к своей традиционной роли защитников российских границ.
Потребность в такой защите стала очевидной 1 июня, когда одиннадцать военнослужащих были убиты и более двадцати человек, включая мирных граждан, ранены, в результате теракта в столице Дагестана Махачкале.
Казаки представляли собой группы вольных жителей, обитавших на юге России, противостоявших власти царей и оттоманских принцев и совершавших вооруженные вылазки на обе стороны, пишет The Times. В конце концов, они принесли присягу на верность русским царям и в качестве кавалерии были в авангарде покорения Сибири и Кавказа Российской империей. Их культура и образ жизни в советский период жестоко подавлялись.
Теперь казаки хотят возобновить давнюю традицию военной службы в российском государстве. Заместитель атамана казачьего войска Сергей Бузинов сказал: "Мы хотим защищать Родину. Исторически казаки служили вместе в соответствии с особым братским укладом".
Генерал Геннадий Трошин, бывший командующий федеральными силами в Чечне, а теперь помощник президента по вопросам казачества, считает, что казаки могут сыграть важную роль в защите южных границ России, где исламский экстремизм и этнические конфликты вызвали беспорядки. Бузинов согласен с ним: "В России существует около 1200 добровольных казачьих организаций, в которых казаки, пешие и конные, помогают сохранять порядок в городах России".
Аналитики испытывают смешанные чувства в связи с этим проектом, отмечает The Times. Казаки славятся своей смелостью, и их сильные традиции могли бы сделать их неуязвимее в отношении коррупции - в сравнении с ФСБ или современной армией.
Алексей Малашенко, эксперт по Кавказу из Центра Карнеги в Москве, говорит, что Путин не доверяет своим официальным подразделениям: "Спецназ, например, не справился с ситуацией в Беслане. Кто-то должен защищать этнических русских".
Как бы то ни было, Иван Сафранчук, директор московского Центра оборонной информации, считает: "Казаки сейчас неотделимы от национализма. Этот план очень опасен".
Отдельные правозащитные организации обвиняют неофициальные добровольные казачьи войска, проявляющие особенную активность в Ростовской области и Краснодарском крае, в том, что те творят самосуд, запугивая и избивая представителей других этнических меньшинств.