В проекте закона законодательно определяются правовая и организационная основы привлечения российского казачества к государственной службе с учетом практики правового регулирования этих вопросов иными нормативными актами РФ. Иная деятельность российского казачества, не связанная с госслужбой, законопроектом не регулируется, сообщает РИА "Новости".
Действие закона распространяется лишь на граждан России, являющихся членами казачьих обществ, которые включены в государственный реестр и члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы.
В этих целях в законопроекте дается определение понятия "казачье общество" - добровольное объединение граждан в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, включенное в госреестр казачьих обществ в РФ и члены которого в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы. Устанавливается, что основными принципами осуществления российским казачеством госслужбы являются: законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина - их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты, равный доступ граждан к госслужбе, взаимосвязь госслужбы и муниципальной службы, профессионализм и компетентность госслужащих, защита госслужащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как госорганов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Предусматривается, что российское казачество проходит государственную гражданскую службу в соответствии с законодательством РФ, военную службу и правоохранительную службу - в соответствии с федеральным законодательством. Военную службу российское казачество проходит в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах.
Для прохождения военной службы российское казачество направляется по возможности в соединения и воинские части ВС РФ, которым присвоены традиционные казачьи наименования, в пограничные органы, во внутренние войска МВД.
Если закон о казаках будет принят в президентской редакции, члены казачьих обществ получат официальное право называться казаками. И хотя в законопроекте никак не оговорены казачья атрибутика и их вооружение, после принятия закона 600 тыс. казаков смогут официально участвовать в охране государственных границ России, поддерживать правопорядок в стране и даже бороться с терроризмом.
Проекты федерального закона о российском казачестве представлялись в Госдуму в разных редакциях в течение последних 12 лет восемь раз, но всякий раз отклонялись из-за противоречий с законами об общественных организациях, некоммерческих организациях и основах госслужбы. При этом многие казачьи лидеры считали, что принятие закона тормозит "кавказское лобби" в Госдуме, пишет "Коммерсант".
Так, заместитель председателя комитета по делам Федерации и региональной политики Леонид Иванченко прямо заявлял в прошлом году, что "против придания официального статуса казачеству неоднократно высказывались представители кавказских республик и Поволжья".
По словам главы думского комитета по делам Федерации и региональной политики Виктора Гришина, на этот раз проект закона о казачестве имеет все шансы быть принятым в ходе весенних слушаний в Госдуме. Как подчеркнул господин Гришин, главным предметом споров вокруг прежних редакций закона был пункт о ношении казаками оружия, а в нынешнем законопроекте об этом нет ни слова. "Это будет прописано в подзаконных актах после принятия закона", – заверил господин Гришин.
Сами казаки к президентской инициативе относятся спокойно.
"Мы и так по указу президента Бориса Ельцина 1996 года имели права, которые сейчас описаны в президентском законопроекте", – сообщил начальник главного штаба Союза казачьих войск России и зарубежья генерал-полковник казачьих войск Валерий Камшилов. Более того, по его словам, указ Бориса Ельцина позволял казакам заниматься рыбоохранной деятельностью и охраной лесных массивов, что отдельно не зафиксировано в новом законопроекте. "Новым в законопроекте, по сути, стали лишь борьба с терроризмом и, главное, целевое финансирование из госбюджета вместо некоторых налоговых льгот", – подчеркнул казачий генерал.
Между тем попытки дать казакам больше прав тревожат либералов. Исполнительный директор общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев сообщил, что правозащитники давно и внимательно следят за попытками власти принять закон о казачестве, который "не может не тревожить людей либеральных взглядов".
"Конечно, трудно что-либо возразить против желания людей объединиться, – заявил господин Пономарев. – И если они хотят охранять границы, то и пусть охраняют, это будет лишь разновидностью контрактной службы. Но когда им будет дано право поддерживать правопорядок внутри этих границ, то это тревожит. Как показывает опыт, казаки понимают правопорядок по-своему".