Архив NEWSru.com

В дни, когда разгорелся "карикатурный скандал", корреспондент сайта "Мир религий" обратился к религиозным деятелям пяти мировых религий с просьбой высказать свой взгляд на СМИ и Межрелигиозный совет России (МСР), который в нынешней ситуации, как никогда, должен был бы сыграть в обществе примиряющую роль.

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко: До сих пор действовало негласное соглашение о том, что частные заявление представителей тех или иных религий не должны восприниматься как позиция самих этих религий

То, что случилось с Межрелигиозным советом, конечно же, не должно было произойти. Ситуация, которая там сложилась, переросла рамки личного конфликта Романа Силантьева с мусульманским сообществом. Теперь стоит вопрос о принципах сотрудничества различных религий, как в рамках Совета, так и вне его. Необходимо договориться, как мы будем общаться, как будем вести дискуссии друг с другом, как далеко можем заходить в критике друг друга. Надо также обсудить много других вопросов.

До сих пор действовало негласное соглашение о том, что частные заявление представителей тех или иных религий не должны восприниматься как позиция самих этих религий. Например, высказывания некоторых исламских лидеров относительно представителей иудаизма никогда не интерпретировались как позиция мусульманского сообщества России в целом по отношению к иудаизму. Сейчас некоторые представители иудаизма ставят вопрос о том, что если подобная болезненная реакция исламского сообщества на частные мнении представителей православия станет доминирующей, то со своей стороны еврейское сообщество начнет ставить подобные вопросы по сходным поводам по отношению к представителям исламского сообщества. Трудно сказать, во что это превратиться, но более чем очевидно, что ничего хорошего из этого не выйдет.

Разумеется, у каждой религии есть масса претензий к представителям других религиозных традиций. У этих претензий есть исторические, бытовые и многие другие причины. К сожалению, некоторые религиозные лидеры начали смешивать понятия, проигнорировав негласную договоренность о том, что не надо судить о религии в целом по поступкам или заявлениям одного человека. Это смешение понятий имело место в болезненной реакции части мусульманского сообщества на очень резкую книгу Романа Силантьева. Как известно, Силантьев подал в отставку с поста исполнительного секретаря и мы очень надеемся, что этот шаг будет воспринят мусульманскими лидерами, как исчерпывающий ответ самого виновника инцидента на выдвинутые ему претензии. Во всяком случае, у части исламского сообщества не будет причин для разрушения того эффективного механизма межрелигиозного сотрудничества, ради которого Совет был создан.

Межрелигиозный совет России нам нужен. Нужен не только православным, но и мусульманам и всем представителям других религий. Вопрос о том, как и в каком направлении он будет развиваться, конечно, нуждается в обсуждении. И такие обсуждения проводились и проводятся сейчас. Конечно, совершенно нереально представлять себе, что представители абсолютно всех религиозных течений могут участвовать в этом органе. Это просто физически нереально. Тем не менее, надо обсуждать все эти проблемы.

Теперь о СМИ. Есть много охотников обвинять журналистов в разжигании конфликтов. У СМИ, как мне кажется, одна задача – выводить на поверхность то, что другим, может быть, кажется скандальным, то, что многие предпочли бы скрыть. СМИ должны дать возможность высказаться всем, кто может что-то существенное сказать по обсуждаемой теме. Мне кажется, что "Интерфакс" с этой задачей справляется лучше, чем очень многие аналогичные СМИ. На мой взгляд, вводить цензуру, это дело абсолютно бесперспективное. Конечно, могут быть какие-то перегибы, но в этих случаях нужны какие-то уточнения. Я считаю, что "Интерфакс" – это один из самых авторитетных и представительных порталов, рассказывающих о религии.

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: Мы можем лишь выразить сожаление по поводу сложившейся ситуации и надеемся, что она все-таки разрешится

События, связанные с Межрелигиозным советом России, мне трудно комментировать, поскольку мы не входим в состав этой организации. Мы можем лишь выразить сожаление по поводу сложившейся ситуации и надеемся, что она все-таки разрешится и у нас в стране не будет никаких поводов для недопонимания между представителями различных религий. Что касается СМИ, то я не хотел бы сейчас говорить о каких-то конкретных изданиях, но должен сказать, многие из них часто некорректно освещают те или иные события религиозной жизни и межрелигиозных отношений.

Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (Пятидесятники) Сергей Ряховский: Наше отношение к Межрелигиозному Совету России уважительное, но то, что там произошло, лично меня не удивило

Наша конфессия не состоит в Межрелигиозном совете, и мы никогда не делали никаких заявок, чтобы нас туда приняли. Мы относимся с корректной вежливостью к тем, кто Совет создавал и не претендуем на то, чтобы нас туда пригласили. Мы живем своей жизнью, мы часть российского общества, протестантизм является одной из основных мировых религий, и, может быть, сейчас уже основных религий России. У нас существует Совет глав протестантских Церквей, который объединяет порядком девяносто с небольшим процентов всех протестантских приходов России. Наше отношение к Межрелигиозному Совету России уважительное, но то, что там произошло – я сейчас говорю не как глава конфессии, а как частное лицо, как человек верующий, – лично меня не удивило. Потому что лебедь, рак и щука все-таки нуждаются в несколько ином подходе к единству. И то, что Роман Силантьев сделал эту книжку, это вызов не только мусульманам, это вызов и православным, и иудеям, и априори, протестантам тоже. Если мы начинаем копошиться в чужом грязном белье – а его много накопилось за советский и постсоветский период, – то это не созидает, а разрушает. Поэтому я считаю, что оценку произошедшему должен дать сам Совет, оценку должен дать митрополит Кирилл, в ведомстве которого работал Роман Силантьев. Но очевидно одно, что Межрелигиозный совет, который сам себя съедает, никому не нужен. Какой Совет нужен и кто в него будет входить? Это уже тема отдельного разговора.

Если говорить о СМИ, то сегодня очевидно, что они формируют общественное мнение по всем направлениям нашей жизни, и они должны быть корректны. Но с другой стороны СМИ должны поднимать и острые проблемы. Обо мне пишут много негативного, но если вы заметили, я никогда не сделал никаких заявлений против этого. И не потому, что я с этим согласен – конечно, не согласен, иногда читаешь о себе такое! Но я отдаю себе отчет, что наши издания, будучи во многом некорректными, идут в России по непроторенному пути. Они учатся, религия является сферой, требующей большой аккуратности и корректности. С другой стороны я не хочу никого обвинять. Воспринимая критику позитивно, я пытаюсь понять: а может быть, мы дали повод для тех или иных оценок? Такой взгляд позволяет мне изменить отношение к той или иной проблеме, которую я видел со своей ниши и скорректировать свою позицию.

Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: очень важно, чтобы не было рецидивов всего того, что мы уже пережили после книги Силантьева

Мы ждем заседания Межрелигиозного совета, на котором будут присутствовать представители религиозных организаций, его учредивших. И тогда мы сможем расставить все точки над "і", выбрать нового ответственного секретаря. Естественно, очень важно, чтобы не было рецидивов всего того, что мы уже пережили после книги Силантьева. Во всей этой ситуации "Интерфакс" сыграл крайне негативную роль, поскольку нами этот портал воспринимается как рупор идей книги Силантьева. Пожалуй, это единственный портал, который совершенно некритично воспринял выход в свет этой книги. Это не только моя оценка, члены Совета муфтиев России удивлены, что такое уважаемое Интернет-издание заняло такую негативную позицию в данном вопросе. Думаю, что руководству "Интерфакса" следует пересмотреть свою религиозную политику.

Главный раввин России Адольф Шаевич: Межрелигиозный совет для того и был создан, чтобы мы могли поговорить обо всех проблемах, которые у нас возникают

Вокруг Межрелигиозного Совета, по-моему, споров давно нет, просто сейчас наши мусульманские братья попросили собрать внеочередной съезд в связи с выходом книги, которую написал ответственный секретарь Совета. Конечно, нынешняя ситуация нелицеприятна, для кого бы то ни было. Соберемся и обсудим эту ситуацию. Межрелигиозный совет для того и был создан, чтобы мы могли поговорить обо всех проблемах, которые у нас возникают. Я думаю, что мы достойно выполняем эту миссию.

Что касается СМИ, то, к сожалению, у нас не очень много грамотных журналистов, которые пишут о религии. Поэтому, увы, бывает, что в газетах, на сайтах не совсем правдиво освещается та или иная ситуация. Хотя особых претензий, как мне кажется, нельзя предъявлять никому. Это неизбежные вещи, поскольку у нас о религии раньше практически ничего никогда положительного не писали, эту тему вообще старались обходить. Должно пройти время, подрастут люди, которые сами будут религиозными, и ситуация в этой сфере изменится.

Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: представителям различных религий необходимо постоянное общение, культурный обмен

Межрелигиозный совет, безусловно, нужен, представителям различных религий необходимо постоянное общение, культурный обмен. Что касается расширения МСР за счет других конфессий и религий, то этот вопрос требует коллегиального решения, как и вопрос назначения нового исполнительного секретаря. Ранее было принято решение, что в Межрелигиозный совет входят только "традиционные" религии и вопрос о том, чтобы еще кого-то туда принимать тогда не возникал.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхактивигьяна Госвами: существование Межрелигиозного совета будет иметь будущее, только если диалог между религиями и конфессиями будет построен на принципах уважения к другой вере

Межрелигиозный совет в высшей степени необходим, потому что различным религиозным организациям нужен форум, нужен диалог между религиями. На мой взгляд, было бы неплохо ввести в Межрелигиозный совет систему, которая используется в Совете безопасности ООН. Там есть постоянно действующие члены, есть страны наблюдатели, действует принцип ротации и так далее. Очевидно, что четыре традиционные религии и может быть несколько других религиозных организаций, которые присутствуют в России очень давно, должны играть в Совете ведущую роль.

Однако существование такого Межрелигиозного совета будет иметь будущее, только если диалог между религиями и конфессиями будет построен на принципах уважения к другой вере, когда он будет исходить из понимания того, что различные религии делают одно большое дело, помогая людям становиться чище и добрее. Если же созданная религиозными лидерами организация не будет выстроена на этих изначальных принципах уважения и доверия друг к другу, то она не будет иметь будущего и, в конце концов, закроется, к чему нынешний Совет почти что пришел сейчас.

Вопрос о роли СМИ в межконфессиональном диалоге риторический. СМИ – это глаза и уши современных людей, которым они часто склонны больше доверять, чем своим собственным. Поэтому, если мы хотим, чтобы россияне питали уважение и терпимость к последователям всех религий, именно это же отношение и должны, в идеале, воплощать в себе СМИ. И государство обязано за этим следить.

Разумеется, это на значит, что СМИ обязаны расточать в адрес той или иной религии исключительно дифирамбы. Славословие принесет любой религии больше вреда, чем пользы, подменяя и заглушая голос совести. Да, человеческие пороки, к сожалению, присущи и религиозным деятелям, и именно им нужно указывать на ошибки в первую очередь. Сегодня люди, похоже, могут простить все, что угодно, кроме одного – лицемерия религиозных лидеров.

Но, бичуя пороки, СМИ могут и должны разделять идеалы религий и реалии их последователей, и метким бескомпромиссным словом направлять последних в правильную колею.