Эксперимент по введению в светских школах духовно-нравственных дисциплин начнется в апреле будущего года в четвертых классах 18 регионов РФ. Школьники и их родители смогут самостоятельно выбрать, какой из предметов изучать: историю и основы одной из четырех традиционных религий России (православие, ислам, иудаизм или буддизм), историю и основы основных мировых религий либо основы светской этики. О возможных результатах эксперимента рассказал РИА "Новости" председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган. Вот текст этой беседы:
- Было ли для вас неожиданным решение начать эксперимент по изучению в школе нового обязательного предмета?
- Нет. Вопрос об изучении такого предмета, как и в целом вопрос о духовно-нравственном воспитании в школах, обсуждался на Межрелигиозном совете России более пяти лет. Накоплен определенный опыт, в частности, в школах с национально-культурным компонентом.
- В чем, на ваш взгляд, заключается смысл введения нового предмета?
- В том, чтобы повысить культуру общения между детьми, сделать их более нравственными, духовно сильными. Изучение основ религий убережет от суеверий, от жестокости и жадности, от безнравственности, от пагубного влияния сект.
Кроме того, знание традиций и религий народов России поможет ребятам лучше понимать друг друга, ведь во многих школах России учатся дети разных национальностей и вероисповеданий. Однако для того, чтобы действительно развить толерантность, я считаю необходимым включить в каждый из предлагаемых для изучения предметов хотя бы небольшую часть из дисциплины, посвященной всем религиям России. Либо разрешить детям посещать не только выбранный из шести альтернатив предмет, но и другие. Мы ведь в одной стране, как в одной лодке.
- Какой курс из шести предложенных, по вашим прогнозам, окажется самым популярным среди школьников?
- В малых городах России большинство выберет "Основы православной культуры", на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане – "Основы культуры ислама". В мегаполисах, таких как Москва, многие школьники предпочтут "Светскую этику".
- Светская этика – это обучение хорошим манерам?
- Это те же нормы и правила, что в любой религии, но без религиозных ритуалов: понимание совести, чести, присущее нерелигиозным людям. Советский Союз был атеистическим государством, но там было много людей чести и долга, Великая Отечественная война показала это в полной мере. Светская этика исходит из того, что в ребенке уже заложено все хорошее, и смысл ее изучения в том, чтобы он оставался честным, добрым и порядочным человеком не за божий страх, а за совесть.
И конечно, всего две школьных четверти, которые планируется отводить на изучение духовной культуры народов России, еще не гарантируют, что ученики на всю жизнь станут порядочными людьми.
- Почему, на ваш взгляд, для изучения предмета выбран определенный период: последняя четверть 4-го класса и первая четверть 5-го класса?
- Дети 11-12 лет – это самые благодарные слушатели, искренние и очень доверчивые. Они уже все хорошо понимают, но пока не испытывают обычных подростковых проблем – от алкоголя и курения до сильных переживаний из-за первой любви. Именно в этом возрасте они начинают испытывать одиночество, и потребность в изучении духовной культуры у них высока. Так что период выбран верно.
Другой вопрос, что детей этого возраста очень важно заинтересовать. Изучение предмета должно стать для них праздником, увлекательным действом. Например, рассказывать о культурных традициях народов можно через традиционную кухню – пусть школьные повара приготовят блюда, которые те или иные народы едят по своим религиозным праздникам. Необходимо посещение церквей, мечетей, синагог. Должны быть разработаны аудиовизуальные учебные курсы, предусмотрены ролевые игры. Занятия должны быть открытыми, чтобы на них могли присутствовать родители. Не нужны оценки: если уроки будут проводиться в обычной школьной строгости, дети возненавидят любую религию и любую этику.
- Разработан ли курс для школьников, которые предпочтут изучать иудейскую религиозную культуру?
- Для еврейского меньшинства разработан курс дистанционного обучения "Источник", который уже был апробирован в еврейских воскресных школах. На нынешний момент он нуждается в согласовании с Минобрнауки РФ и другими традиционными российскими конфессиями.
- Какой процент школьников, на ваш взгляд, предпочтет изучать иудейскую религиозную культуру?
- Доля еврейского населения в России составляет менее 2%, то есть школьников, которые выберут этот курс, будет очень мало. По всей России всего десять школ с еврейским национально-культурным компонентом, и религиозную культуру изучают преимущественно в воскресных школах.
- Не получится ли так, что детей, выбирающих курс той или иной религиозной культуры, особенно если в классе они оказываются в меньшинстве, сверстники будут притеснять?
- Все дети в классе и так знают, кто из них еврей, а кто, скажем, азербайджанец. Но они судят о человеке не по национальности и вере, а по делам. Для них важно, умеет ли одноклассник забивать голы, дает ли списать, хороший он друг или нет.