Как сообщает "Интерфакс-Религия", в совещании приняли участие президент РФ Дмитрий Медведев, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава администрации президента Сергей Нарышкин, первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, министр обороны Анатолий Сердюков, министр образования и науки Андрей Фурсенко, председатель Центрального духовного управления мусульман России Верховный муфтий Талгат Таджуддин, глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, Главный раввин России Берл Лазар, председатель Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшев.
Обращаясь к участникам совещания, Дмитрий Медведев предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. "Считаю возможным провести в ряде регионов страны такой эксперимент. Пока предлагается 18 регионов, но эта цифра может обсуждаться", - сказал Медведев.
Как подчеркнул президент, "ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения". "То есть это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе", - пояснил он. По его мнению, возможен и другой вариант. "Наверняка, многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны", - сказал президент.
И наконец, по его словам, возможен третий вариант - для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений: у них должно быть право изучать основы светской этики.
Медведев отметил, что "выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным". "Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным", - подчеркнул он. Как заявил глава государства, "преподавать все эти предметы должны только светские педагоги".
Медведев заявил, что "по итогам эксперимента можно будет распространить наработанную практику на всю страну". По его мнению, "это возможно, например, с 2012 года". "Как пойдет", - добавил он.
- Эксперты назвали предложения Медведева целесообразными и полезными
- Мусульманское духовенство РФ поддержало предложения Медведева
- Уже в 2009 году капелланы появятся в российских соединениях за рубежом
- Институт священников в армии будет основываться на этноконфессиональном составе солдат
- Патриарх Кирилл: "невольник – не богомольник"
Согласно материалам Минобрнауки, эксперимент начнется в 18 регионах из шести федеральных округов. В эксперименте будет участвовать одна параллель классов в каждой школе. Таким образом, в эксперименте будет задействовано около 20 тыс. классов в 12 тысячах школ - это около 256 тыс. учеников и 44 тыс. учителей. По предложению Минобрнауки, первые уроки в рамках эксперимента можно начать уже весной 2010 года.
Школьникам будет предложено изучать один из трех модулей: 1) история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); 2) история и основы культуры основных мировых религий; 3) основы этики. Начать эксперимент предлагается в четвертом классе (последняя четверть) и завершить в пятом классе (первая четверть).
Как подчеркивается в материалах Минобрнауки, учащимся в возрасте 10-11 лет "в большей мере присущи такие социально-психологические характеристики, как бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание, что созвучно содержанию указанных учебных курсов".
В ходе эксперимента предстоит определить необходимое количество часов в неделю для изучения одного из трех учебных курсов. Ориентировочно это может быть два урока в неделю. Параллельно в ходе эксперимента предлагается подготовить и напечатать необходимые учебники и учебные пособия, сформировать коллективы тех, кто будет готовить учителей по этим предметам.
По мнению экспертов Минобрнауки, эксперимент мог бы продлиться около трех лет.
Патриарх Кирилл: "невольник – не богомольник"
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил важность того, что преподавание в школах основ религиозной культуры предполагается построить на идеях добровольности.
"Есть старая пословица: "Невольник - не богомольник". Опыт показывает, что только добровольное восприятие такого рода идей, которыми являются религиозные идеи, может быть полезным для человека", - заявил патриарх.
Предстоятель подчеркнул, что предлагаемая структура обучения, которая предполагает преподавание основ одной из традиционных религий либо курса всех мировых религий, либо светской этики, перекрывает потребности всего общества. "Именно добровольность и альтернативность являются базисом, на основании которого может создаваться эта система", - резюмировал он.
Патриарх Кирилл также подчеркнул важность того, что обучать школьников основам религии будут светские педагоги. "Важно, что вся эта система укладывается в конституционное и законное поле", - отметил он.
Положительно патриарх оценил и предложение о введении института священнослужителей в армии и на флоте. "Даже самый пристальный анализ свидетельствует, что ничего опасного для государства не происходит, а опыт - положительный", - подчеркнул он.
Патриарх обратил внимание на важность духовно-нравственной составляющей жизни военнослужащего. "Никакой зарплатой нельзя поднять человека в атаку, на море огня, но ведь встают и идут", - констатировал он. По его мнению, здесь действует иная мотивация, а потому духовное общение со священнослужителями будет только на пользу военнослужащим.
Институт священников в армии будет основываться на этноконфессиональном составе солдат
Президент Медведев призвал при введении в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей руководствоваться реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений.
"При введении должностей воинских и флотских священнослужителей в частях, сначала дислоцированных вне территории России, а затем, скажем, со следующего года, на уровне военных округов, бригад, дивизий, в высших учебных заведениях, я думаю, что мы должны руководствоваться реальными соображениями, реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений", - сказал президент на совещании.
По его словам, "можно было бы подумать как вариант о том, что, если более 10% личного состава, бригады, дивизии, учебного заведения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией, священнослужитель данной конфессии может быть включен в штат соответствующего соединения".
"Полагаю также, что воинские и флотские священнослужители должны оставаться гражданскими лицами", - подчеркнул Медведев.
Он отметил также, что реализация идей о введении института воинских священнослужителей, а также о преподавании в школах основ религиозной культуры и светской этики "поможет укрепить моральные и духовно-нравственные основы нашего общества, единство нашего многонационального и многоконфессионального государства".
"Все имеют право получать духовную поддержу в соответствии со своими воззрениями. Конституционные принципы равенства, добровольности, свободы совести должны быть соблюдены и в отношении всех военнослужащих", - сказал Медведев на совещании.
"Ни для кого не секрет, что нашу Родину защищают представители всех национальностей, всех областей, краев и республик, так было всегда и так будет", - подчеркнул президент.
По его словам, среди солдат и командиров есть "и православные, и мусульмане, и буддисты, и последователи иудаизма, других религий". "Все они служат в армии, флоте, рискуя самым дорогим, что есть у человека - жизнью", - подчеркнул Медведев.
Уже в 2009 году капелланы появятся в российских соединениях за рубежом
Институт воинских и флотских священников будет вводиться в российских Вооруженных силах в три этапа, сообщил сегодня журналистам министр обороны РФ Анатолий Сердюков.
По его словам, на первом этапе, который продлится до конца 2009 года, священники должны появиться в воинских соединениях, находящихся за пределами России.
Министр уточнил, что речь идет о 102-й военной российской базе в Армении, 201-й военной базе в Таджикистане, а также о соединениях и бригадах на территории Южной Осетии, Абхазии, на Украине (в Севастополе) и в Киргизии.
"До конца года во всех этих подразделениях будут введены по одному священнослужителю", - сказал Сердюков.
Кроме того, по его словам, на первом этапе планируется создать такой отдел в Северо-Кавказском военном округе. "Это у нас самый воюющий округ, там есть потребность в священнослужителях", - пояснил министр.
На втором этапе, продолжил он, будет вводиться "дополнительный гражданский персонал (священнослужители. - Прим. ред.) в основных бригадах, военных подразделениях и на военных базах на территории России".
"Третий этап - это создание соответствующего управления при центральном аппарате Вооруженных сил РФ, а также отделов в военных округах и на флотах", - сказал Сердюков.
Он особо отметил, что в этих структурах будут представлены священники всех основных религий.
По оценке министра, весь штат военных священников в российской армии и на флоте должен составлять около 200-250 человек.
На вопрос о размере их зарплаты Сердюков ответил, что, по его мнению, "средняя зарплата воинских священников не может быть ниже, чем зарплата заместителя командира бригады по воспитательной работе". br>
Мусульманское духовенство РФ поддержало предложения Медведева
Представители мусульманских общин России высказались в поддержку идеи преподавания в школах основ религий и светской этики, а также введения в Вооруженных силах РФ института священнослужителей.
"Мы всецело поддерживаем то, что сегодня государство делает во имя укрепления обороноспособности армии, а также его усилия по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих и подрастающего поколения", - заявил на совещании глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.
Он напомнил слова Пророка Мухаммада: "Любовь к Родине - это от подлинной веры". "Учение ислама обязывает мусульманина быть патриотом, любить Родину и защищать государство", - отметил он.
"Конечно, когда родители отдают своих детей в армию, они беспокоятся и за духовно-нравственное окормление своих детей. Считаю, что присутствие священнослужителей в армии будет способствовать росту патриотизма", - заявил муфтий.
Он также считает правильным, что военные священники не должны иметь воинского звания. "Они не должны командовать, а должны помогать и воспитывать, быть доверительными помощниками и наставниками в армии", - сказал он.
В положительном ключе он высказался и о введении преподавания основ религий в школах. "Мы видим, что это способствует духовно-нравственному воспитанию", - заявил Гайнутдин.
"Кроме того, мы поддерживаем Вашу политику, которая направлена на соблюдение демократических устоев и прав всех учеников, в том числе атеистов", - обратился он к Медведеву.
В свою очередь председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев отметил необходимость взаимодействия религии и государства.
"Когда дети начинают познавать религию, они меньше балуются", - заметил он.
Бердиев также отметил, что в последние годы религия зачастую берется на вооружение террористами. "Одна религия начинает превосходить другую, а мы своим молчаливым согласием даем им повод использовать это. Эти моменты необходимо знать и вовремя пресекать", - убежден муфтий.
Он также особо отметил важность того, что священнослужители в армии, согласно проекту решения, не будут иметь воинского чина. "Мы эти инициативы поддерживаем", - заявил глава северокавказского муфтията.
Эксперты считают предложения Медведева целесообразными и полезными
Результаты совещания в Барвихе сразу же прокомментировали ведущие эксперты.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе заявил "Интерфаксу", что изучение основ религиозной культуры - это очень целесообразно. "Потому что это просто повышает общий уровень культуры. Мы любим говорить о духовности, но достаточно неконкретно. Дело в том, что все моральные принципы современного общества пошли от религиозных основ. Грубо говоря, можно верить или не верить в Бога, но наши моральные принципы так или иначе имеют основу, завязанную на вере. У христиан – это 10 заповедей. У каждой великой религии есть свои 10 заповедей, так или иначе. Речь идет о том, чтобы изучать историю религии. Это не религиозная пропаганда, это ни в коем случае не противопоставление одной религии другой".
Сванидзе согласен, что в школах должны этот предмет вести не священнослужители, это должны быть светские люди, хорошие историки, хорошие историки культуры, историки религии. "На мой взгляд, это повысит и уровень образованности людей и это повысит уровень общей культуры несомненно, это повысит общий уровень морали – что такое хорошо, что такое плохо", - заметил Николай Сванидзе.
Член Общественной палаты РФ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод заявил, что введение института воинских и флотских священнослужителей является полезным явлением. "При том большом числе правонарушений, которые совершаются в Вооруженных силах, - говорит Александр Брод, - они должны благотворно влиять на обстановку в воинских коллективах. Но необходимо не допустить перекоса только в одну сторону и учитывать реалии: каков контингент в той или иной части, сколько военнослужащих исповедуют ту или иную веру, – и подходить соответственно, чтобы представителям всех традиционных конфессий был обеспечен равный доступ".
Его коллега по Общественной палате, председатель Общенационального правозащитного союза "Человек и закон" Владислав Гриб разделяет такое мнение: "Я надеюсь, что священники в воинских частях укрепят нравственную составляющую Вооруженных сил, окажут влияние на те негативные процессы, которые имеют место. Не самая лучшая часть молодежи попадает в армию, и определенная коррекция просто необходима".
В свою очередь, руководитель общественного проекта "Собрание родителей" Игорь Литвененко высказал мнение, что введение преподавания истории религий поставит точку в многолетнем споре о том, нужны ли такие уроки в школах. "Это движение вперед, наконец-то споры о преподавании в школах религии будут прекращены, потому что это решение отвечает интересам всех заинтересованных сторон", - заявил Литвененко "Интерфаксу". По его мнению, возможность выбора учебного курса полностью соответствует принципам открытости образования, прописанным в законе об образовании. "Сейчас главное - разработать и закрепить правовой механизм выбора религии для преподавания школьникам", - добавил Литвененко.