Известный швейцарский богослов-либерал Ханс Кюнг выразил признательность главе Римско-католической церкви за ответ на письмо, в котором ученый призывал понтифика начать широкое обсуждение проблемы отсутствия ошибок Папы Римского в суждениях, касающихся вопросов веры.
Кюнг направил свое письмо понтифику в начале марта, а в конце месяца получил из Рима ответное послание, текст которого агентство "Благовест-инфо" получило в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея.
Комментируя ответ Папы Франциска, 88-летний Кюнг пишет:
"9 марта в ведущих журналах нескольких стран появился мой призыв к Папе Франциску дать место свободному, непредвзятому и неограниченному обсуждению проблемы безошибочности Папы. Поистине радость переполнила меня, когда сразу после Пасхи я получил личный ответ от Папы Франциска. Он был датирован 20 марта и отправлен мне из нунциатуры в Берлине.В ответе Папы для меня особенно дорого следующее:
? Папа Франциск ответил сразу, не оставив мое обращение без внимания;
? Он ответил сам, а не через своего личного или государственного секретаря;
? Он подчеркнуто в братской манере, отвечая на испанском, обращается ко мне по-немецки: Lieber Mitbruder ("Дорогой брат") и выделяет это личное приветствие курсивом;
? Он явно с большим вниманием прочел мое обращение, к которому я приложил испанский перевод;
? Он высоко оценивает соображения, которые привели меня к написанию пятого тома [имеется в виду последний том сочинений Кюнга. - Прим. ред.], где я предлагаю обсудить на богословском уровне, в свете Священного Писания и Предания, различные вопросы, возникающие в связи с догматом о безошибочности, с целью углубить конструктивный диалог между semper reformanda Церковью XXI века и другими христианскими церквами и обществом постмодерна.
Папа Франциск не установил никаких ограничений. Так он ответил на мою просьбу предоставить возможность свободной дискуссии по поводу догмата о безошибочности Папы. Полагаю, сейчас крайне важно использовать эту новую свободу, чтобы продвинуться вперед в прояснении догматических определений, являющихся основанием для полемики внутри Католической Церкви и в ее отношении с другими христианскими Церквами.
Я не мог предвидеть тогда, сколько новой свободы Папа Франциск предоставит в своем постсинодальном обращении "Amoris Laetitia". Уже в предисловии он провозглашает, "что не все вероучительные дискуссии, моральные или пастырские, следует проводить, ссылаясь на Магистериум [официальное учительство Католической церкви. - Прим. ред.]. Он выступает против "холодного бюрократического морализма" и не хочет, чтобы епископы продолжали вести себя так, словно они - "арбитры благодати". Он видит в евхаристии не награду для совершенных, а "пищу для слабых". Он многократно цитирует высказывания, сделанные на недавнем синоде епископов или на заседаниях национальных епископских конференций. Папа Франциск более не желает быть единственным выразителем мнения Церкви.
Это тот новый дух, которого я всегда ожидал от Магистериума. Я полностью убежден, что в этом новом духе станет возможно свободное, беспристрастное и открытое обсуждение догмата о безошибочности Папы, этого судьбоносного и ключевого для Католической Церкви вопроса. Я глубоко признателен Папе Франциску за эту новую свободу и вместе с сердечной благодарностью выражаю надежду, что епископы и богословы безоговорочно примут этот новый дух и присоединятся к решению этой задачи в согласии с Писанием и нашим великим церковным преданием".
Догмат о безошибочности (иногда в русском языке употребляется термин "непогрешимость") Папы в вопросах веры в том случае, когда он выступает "ex cathedra" - то есть официальным образом, исполняя свои обязанности учителя и пастыря всех католиков, - был принят в 1870 году на I Ватиканском соборе. Принимая этот догмат, соборные отцы ссылались на евангельские тексты, в которых говорится, что апостол Петр получил от Христа ключи от Царства Небесного и является камнем, на котором Господь построил Церковь.
За все время существования этого догмата Папа лишь один раз воспользовался правом выступать "ex cathedra" - в 1950 году Пий XII провозгласил догмат о телесном вознесении на небо Девы Марии.
После публикации Кюнгом в 1970 году книги "Непогрешим? Нужны разъяснения? встал вопрос о соответствии его тезисов официальному учению Католической церкви. После длительного разбирательства в 1979 году он был лишен права преподавать католическое богословие, оставшись при этом профессором экуменического богословия.
Немного о богослове-модернисте
88-летний Ханс Кюнг, которого называют богословом-модернистом, нередко выступал с критикой в адрес понтификов и церковной политики.
В 2009 году в интервью французской газете Le Monde Кюнг заявил, что Католическая церковь переживает глубокий кризис и Папе следует это признать.
По мнению Кюнга, понтифик мог бы сделать несколько жестов: разрешить разведенным причастие при определенных условиях; внести в энциклику Humanae Vitae изменения, разрешающие использование противозачаточных таблеток в определенных случаях, и отменить закон целибата для священников. Папа, считает теолог, "гораздо могущественнее президента Соединенных Штатов! Он не должен отчитываться перед Верховным судом!"
Кюнг также считает, что Папе следовало бы созвать очередной собор, где можно было бы урегулировать те вопросы, на которые не дал ответа Второй Ватиканский собор: целибат духовенства или контроль над рождаемостью.
В одном из своих сочинений Кюнг, например, настаивает на допустимости эвтаназии и призывает Католическую церковь пересмотреть свою позицию по этому вопросу. Сам переживший обострение болезни Паркинсона, Кюнг, в частности, пишет, что больше всего боится перейти за ту черту, когда он уже не сможет самостоятельно сделать выбор между жизнью и смертью.
Кюнг утверждает, что его позиция "богословски обоснованна" и соответствует законам этики, и призывает к оживлению дискуссии об эвтаназии.
Ранее Кюнг выражал опасения по поводу того, что ушедший на покой Папа Бенедикт XVI может оставаться своего рода "теневым понтификом". Кюнг считал, что Йозеф Ратцингер "расставил все вехи, чтобы сохранить свои господствующие позиции", и новый понтифик неизбежно столкнется с этим, если окажется готовым к проведению реформ в Церкви.
Кюнг также призывал верующих присоединиться к движению за реформы в Церкви. Можно предположить, что реформаторский настрой Папы Франциска внушает Кюнгу определенные надежды.