Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, представляющий Совет муфтиев России, "Для мусульман, наверное, подобные браки было бы правильным сделать легальными, но при определенных условиях. Не так, что это разрешено, и каждый может создать вторую и третью семью. Здесь очень много непростых условий, которые необходимо соблюсти", - приводит слова Аляутдинова портал "Интерфакс-Религия". Между тем, по словам муфтия, среди мусульман этот вопрос часто затрагивается.
"Священный Коран допускает многоженство. Но нужно отметить, что это не правило, это исключение. Я специально посмотрел сегодня статистику за 2008 год. В ней говорится о том, что численность женщин на 16% превышает численность мужчин. Получается, что женщин в Российской Федерации на 10 млн больше, чем мужчин. Это первое. Второе. Есть такие пророческие повествования пророка Мохаммеда о том, что наступят такие времена, уже в преддверии конца света, когда на одного мужчину будет приходиться 50 женщин", - рассказал Аляутдинов.
Он отметил при этом, что в вопросе многоженства "имеется в виду не просто мужчина, а тот человек, который может ответить за себя, свою семью, четко понимает свои функции, обязанности перед своей семьей, в том числе". "Женщин значительно больше. Есть те или иные ситуации, когда, например, жена не может иметь детей или она больна. В обычном светском обществе человек бы просто от нее отказался", - уточнил муфтий.
По его словам, само явление многоженства не настолько распространено. "В тех ситуациях, с которыми сталкиваюсь я, зачастую берут в жены женщин, которые уже были замужем, вдов, разведенных, женщин с детьми, которые оказались в социально незащищенном положении. Хотя ситуации бывают разные. В целом наш духовный мир очень оскудел, и насколько люди ведомы тем или иным религиозным постулатом, когда они создают вторую или третью семью - большой вопрос. В Москве также проводятся подобные браки, но зачастую они проходят среди мигрантов, тех людей, которые здесь оказались недавно. Одна семья у них на родине, и она дает свое согласие на то, чтобы человек создал вторую семью здесь", - сказал Аляутдинов.
"Как раз та семья, которая находится дома, понимает, что муж, оказавшийся в России, их полностью содержит, дает свое одобрение на то, чтобы он создал здесь семью, но при условии, чтобы он материально содержал их одинаково", - отметил Аляутдинов.
Он заявил, что сам порой отказывает в церемонии такого бракосочетания по причине того, что, например, мужчина отказывается звонить первой супруге, чтобы испросить разрешения.
Говоря о количестве браков, заключаемых со второй или третьей женой, муфтий сказал, что счет идет, возможно, на десятки, сотни, но далеко не тысячи. "Среди коренного населения России подобных браков единицы. Это встречается крайне редко. Зачастую это происходит среди тех людей, которые приехали в Россию на заработки, у которых семья осталась дома, возможно, есть три-четыре ребенка, которых они просто по ряду причин не могут сюда привезти", - отметил он
Говоря об узаконивании многоженства, Аляутдинов подчеркнул, что рассматривать этот вопрос следовало бы не на уровне всего государства. "Здесь, наверное, все-таки стоило бы учитывать людей, которые исповедуют ту или иную религию", - сказал он.
В то же время муфтий призывает помнить о тех 11 миллионах женщин "только в Российской Федерации, которые остаются без домашнего уюта, без ощущения полноценного семейного счастья". "Я думаю, что эти 11 миллионов женщин проголосуют за то, чтобы подобные браки узаконили. Нежели быть чьей-то, я извиняюсь, любовницей, правильнее было бы, чтобы женщина была полноправной супругой, но, опять же, при определенных условиях", - заявил исламский деятель.
Общественная дискуссия о многоженстве развернулась в России в мае после Пшихачев, который хорошо знаком с ситуацией на Северном Кавказе, отметил, что у народов в этом регионе есть доля многоженцев. "Эта доля наиболее выражена в Дагестане, Чечне, чуть поменьше - в Ингушетии. Это не особо афишируется. Два взрослых человека договариваются, они могут оформить свой брак по шариату", - рассказал он.