По ее словам, в России и так разрешается брак только с одним лицом, а религиозные союзы, не зарегистрированные официально, являются не браком, а сожительством. "Причины могут быть религиозные, социальные. Но бороться с помощью уголовного закона и наказания с такими видами совместных союзов - ошибочный путь", - объяснила Мизулина.
Отметим, что тема многоженства могла всплыть в прессе в связи с заключенным ранее браком между несовершеннолетней Луизой (Хедой) Гойлабиевой и главой местного ОМВД Нажидом Гучиговым, у которого, по некоторым данным, уже есть спутница жизни.
Вторая жена Гучигова
История с женитьбой привлекла внимание прессы не только из-за значительной разницы в возрасте между 17-летней невестой и ее будущим мужем. Во-первых, Гучигов, по данным журналистов, поставил родителям девушки ультиматум: или Гойлабиеву выдают за него добровольно, или же он забирает ее силой. Правоохранитель также якобы выставил посты по всему селу, чтобы родители не увезли девушку подальше от престарелого жениха. Журналисты сравнили эти действия с похищениями невест, которые в Чечне были запрещены.
Во-вторых, в СМИ появились данные о том, что Гучигов уже женат, а Гойлабиеву якобы хочет взять второй женой. "Новая газета" писала, что о наличии супруги под запись заявил сам Гучигов в телефонном разговоре. Когда мужчину упрекнули в намерении жениться на несовершеннолетней, он сказал, что никакой Гойлабиевой не знает, и что у него есть любимая жена, с которой он не собирается разводиться.
Между тем статья 14 Семейного кодекса называет среди обстоятельств, препятствующих заключению брака, ситуацию, когда жених или невеста уже состоят в другом зарегистрированном браке. А статья 27 признает брак недействительным, если имеются обстоятельства, описанные в статье 14. То есть если бы Гучигов был уже женат, то без развода он не смог бы заключить брак с иной женщиной.
Однако позднее радиостанция "Говорит Москва" в Twitter сообщила, что с "первой женой" брак мужчина официально не регистрировал, поэтому может заключить законный союз с новой возлюбленной. При этом член Совета по правам человека Елена Масюк обратила внимание, что во время бракосочетания Гучигову выдали новый паспорт, что было излишним, поскольку, если ранее там не было штампа, то достаточно было бы всего лишь поставить печать прямо в старый документ.
В блоге на сайте "Эха Москвы" Елена Масюк также указала, что, если Гучигов не хочет быть многоженцем, то ему придется разойтись с первой женой. "По чеченским традициям, при разводе... жена возвращается в дом родителей, а дети остаются с отцом", - отметила правозащитница, указав, что "первая жена Нажуда Гучигова должна была уже вернуться туда, откуда много лет назад ее забрали замуж".
Правозащитники: поводов для обращения в полицию нет
Между тем опрошенные РБК члены Совета по правам человека (СПЧ) при президенте России считают, что не имеют формальных поводов для обращения в правоохранительные органы, не найдя доказательств принуждения к браку. Председатель СПЧ Михаил Федотов заявил, что важнее "начать дискуссию о религиозных браках, которые совершенно не легализованы". Он уточнил, что члены совета связывались с правозащитниками в Чечне, в частности с председателем Совета по правам человека при главе Чечни Тимуром Алиевым, а также с республиканскими властями. Но подтверждений о принуждении к браку или многоженстве не поступило.
Член СПЧ, председатель общественной правозащитной благотворительной организации "Комитет за гражданские права" Андрей Бабушкин указал, что для обращений в правоохранительные органы необходимо заявление о принуждении к браку, информации СМИ недостаточно. "Если бы девушка хотела избежать этого брака, то мы нашли бы способ ей помочь. Но в данном случае люди сами не хотят, чтобы вмешивались", - подтвердила РБК председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
Печальный вид невесты объяснили "традициями"
Между тем чеченская журналистка, которая провела "торжество тысячелетия", объяснила, почему невеста на собственной свадьбе чуть не плакала. По словам Аси Беловой, уверенно выступившей в роли сотрудницы ЗАГСа, в республике "так принято".
"Я много лет живу здесь, в республике - это так принято. Она не должна выражать радость, прыгать и улыбаться всем, танцевать на столе. Она не имеет права при родственниках мужа раскрывать рот в первый день брака - это многовековые традиции. Она была грустна, и всем показалось, что ее насильно выдают. Нет, конечно, она вела себя согласно чеченским традициям", - заявила Белова радиостанции "Русская служба новостей".
Она также рассказала, почему именно она вела церемонию бракосочетания. По словам Беловой, ее пригласил ЗАГС как известную в Чечне журналистку, которая много лет работает в прямом эфире и не боится камер. Кроме того, у Беловой большой опыт проведения различных мероприятий республиканского и общекавказского значения.
Она добавила, что приглашение специального человека для проведения церемонии бракосочетания - это нормальная практика для России и зарубежных стран. Журналист подчеркнула, что брак Гучигова и Гойлабиевой зарегистрирован в соответствии с законом. Всей процедурой занимался сотрудник ЗАГСа, который сидел рядом с Беловой.
Счастье и традиции
Луиза Гойлабиева в интервью LifeNews в день бракосочетания заявила, что счастлива выйти замуж. Канал также публикует видео регистрации брака. В комментариях к видео со свадьбы многие пользователи отмечают, что невеста выглядит так, будто ее "сейчас стошнит" или будто ее "чем-то накачали".
"Кто говорит, что все чеченские невесты выглядят на своих свадьбах именно так, ошибаются. Я много видела чеченских свадеб... Когда глаза сияют, всегда видно", - написала правозащитница Елена Масюк.
Кроме того, в день свадьбы были нарушены другие чеченские традиции. В частности, по чеченским обычаям, жених не должен находиться вместе с гостями на своей собственной свадьбе. Более того, не принято регистрировать и праздновать свадьбу в один день. По данным "Новой газеты", даже согласие на свадьбу давал не отец девушки, а дед. В то же время глава Чечни Рамзан Кадыров писал в Instagram, что все обычаи были соблюдены.
Ранее СМИ сообщали, что Кадыров лично одобрил союз Гучигова и Гойлабиевой, несмотря на то, что еще в 2012 году он запретил в республике браки с несовершеннолетними.
"Не понимаю, зачем нужно было назло всем играть эту свадьбу уже после того, как сам Гучигов заявил, что не желает брать вторую жену и вполне себе счастлив с первой?" - задается вопросом журналист Гамид Гамидов. "Совершать насильственные действия против женщины и насильно брать ее в жены не есть настоящий Ислам", - указал он в блоге на сайте "Эха Москвы".
А уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов, комментируя историю, заявил, что "Конституция запрещает вмешиваться в личные дела граждан", и заявил, что не имеет ничего против замужества несовершеннолетних, объяснив это тем, что в некоторых регионах женщины уже в довольно юном возрасте теряют свою красоту. После этого на сайте Change.org появилась петиция с требованием отставки омбудсмена, которому пришлось просить прощения за свои слова.