Архив NEWSru.com

Видные деятели российского правозащитного движения направили сегодня Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II следующее обращение:

"Мы глубоко озабочены совершенно беспрецедентной ситуацией, которая сложилась в связи с предъявлением уголовных обвинений известному российскому правозащитнику директору Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова Ю. Самодурову, сотруднице Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова Л. Василовской, а также трем художникам: А. Михальчук, А. Зулумяну и Н. Золян. Мы убеждены, что судебный процесс по этому делу будет неизбежно носить скандальный характер, и причинит ущерб престижу и авторитету Русской православной церкви, а также Российского государства.

Следствие "обвиняет" их в проведении в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова выставки "Осторожно, религия!", где, среди прочих экспонатов, были произведения современного актуального искусства, которые полемически использовали религиозную тематику.

Актуальное искусство обыгрывает самые различные феномены культуры, в том числе и религиозные. Для нас, разумеется, совершенно неприемлемо любое оскорбление чувств верующих. Мы помним травлю, которую десятилетиями вела против верующих коммунистическая система. Но сегодня Церковь получила долгожданную возможность свободного действия, религия окружена общественным уважением. Поэтому очевидно, что небольшая экспозиция в закрытом помещении не могла нанести ущерб Церкви и верующим. Разумеется, далеко не все из экспонатов той выставки близки нашим этическим и эстетическим представлениям, но мы глубоко убеждены, что принцип свободы культуры, свободы искусства очень важно защитить от преследований.

Поэтому нам непонятна позиция заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, который заявил, в связи с ожидаемым судом, что "религиозные символы (наряду с государственными) должны защищаться законом".

Такое утверждение вступает в противоречие с принципами идеологического многообразия и светского государства, положенными в основу конституционного строя России. Кроме того, очевидно, что экспонаты выставки не были надругательством над реальными культовыми предметами. Может быть, они были пародией на них. Но как бы ни относиться к таким пародиям, - это никак не может считаться уголовным преступлением! Искусство веками обыгрывало, изображало в утрированном, сниженном виде, или даже пародировало то, что в глазах большинства являлось "табу", в том числе, - национальные, государственные, идеологические и религиозные символы и ритуалы. И это нормально. Вряд ли в интересах Церкви создание для себя стерильных (т.е. безжизненных) условий. Кроме того, абсурдом для юстиции правового государства является применение норм, изначально созданных для защиты прав и достоинства меньшинств, - для защиты этнических и конфессиональных групп, составляющих подавляющее большинство в обществе и защищаемых государством.

Если сейчас прокуратуре вновь вернуть право судить искусство, то будет разрушен очень важный принцип, с огромным трудом утвержденный за последние 15 лет в нашей стране - принцип духовного и интеллектуального плюрализма. Ведь прецедент превращения правоохранительных органов в арбитра идеологических споров опасен и самой Церкви. Кто знает, как повернется политика в отношении Церкви в нашем государстве? Не обернется ли против верующих, против церковной культуры возможность идеологических преследований?

Последние два столетия помнят слишком много примеров, когда система цензурного гнета, административных и полицейских гонений, созданная сперва для защиты традиционных, национальных и религиозных устоев, стремительно превращалась в орудие преследования верующих, Церкви.

Мы не обращались бы к Вам, если бы дело о выставке в Сахаровском музее могло быть обычным фарсом в духе печально знаменитого "Обезьяньего процесса", но, к сожалению, есть многие основания опасаться, что благодаря спекуляциям радикальных псевдорелигиозных организаций, а также рвения отдельных сил в правоохранительных органах, которые стремятся к "громким делам", возникнет реальная угроза показательного осуждения по чисто политическим причинам известного российского общественного деятеля, а также искусствоведа и художников. В любом случае это дело окажется связанным для российского и международного общественного мнения с Русской православной церковью, которая фактически станет заложницей этой политической интриги, этой игры честолюбия и попыток навязать Церкви несвойственный ей путь насилия.

Напомним, что через несколько дней после открытия выставки в января 2003 года, она была разгромлена людьми, оказавшимися членами радикальной православной общественной организации "За нравственное возрождение Отечества", возглавляемой о. Александром Шаргуновым. Активная роль о. Шаргунова - клирика подчиненной Вам Московской Епархии, при строгой субординации, существующей в Московской Патриархии, может создать представление, что действия лиц, громивших выставку, в том или ином виде получили Ваше благословение.

К сожалению, и ретивость шаргуновцев, и попытки московской прокуратуры изобразить готовящийся процесс как защиту Русской православной церкви, превращают Московскую Патриархию в одну из центральных фигур некрасивого политического скандала, скандала, который, без сомнения, будет иметь широкий резонанс в общественной жизни нашей страны и за рубежом.

Музей и Общественный центр имени Андрея Сахарова уже 8 лет является одним из центров правозащитной деятельности в нашей стране. Нельзя забывать, что именно выступления правозащитников, часто рискующих свободой и даже жизнью, сыграли огромную роль в защите от гонений со стороны советских властей на Церковь и верующих - священников и мирян.

Попытки политических провокаторов использовать Церковь для прикрытия преследования правозащитников бросает тень на доброе имя Русского Православия.

Призываем Вас заявить свою позицию в отношении уголовного преследования сотрудников музея и художников".

Обращение подписали член Комиссии по правам человека при Президенте РФ Светлана Ганнушкина, Михаил Арутюнов (Международная правозащитная ассамблея), Лидия Графова (Международное движение "Форум переселенческих организаций"), Лев Левинсон (Институт прав человека), Лев Пономарев (Общероссийское движение "За права человека"), Александр Ткаченко (Российский Пен-центр), Николай Гудсков (Российский Союз эсперантистов), Эрнст Черный (Коалиция "Экология и право"), Андрей Блинушов ("Мемориал", г. Рязань), Сергей Вальков (Ивановский правозащитный центр), Марк Куперман (Сахалинский Общественный Правозащитный центр), Александр Бехтольд (Хабаровский Правозащитный центр).