Похоже, в мире пробуждается интерес к погребальным культам дохристианской эпохи. Об этом свидетельствуют выставки, почти одновременно открывшиеся в предпасхальное время в Европе и Америке.
Так, в Национальном музее польской столицы проходит выставка "В царстве Осириса и Анубиса", где представлены экспонаты, относящиеся к верованиям и погребальной культуре древних египтян. А в музее Института востоковедения Чикагского университета развернута экспозиция, знакомящая с церемониями поминовения умерших на древнем Ближнем Востоке.
Основные герои варшавской выставки - так называемый бог возрождения и царь загробного мира Осирис, а также Анубис - древнеегипетское божество с головой шакала и телом человека, считавшийся в мифологии сыном Осириса и проводником умерших в загробный мир. В Старом царстве он был покровителем некрополей и кладбищ, одним из судей царства мертвых и хранителем ядов и лекарств.
В залах Национального музея представлены изображения Анубиса в образе шакала, а также в виде человека с головой шакала или собаки. Экспонаты рассказывают о мифах об Анубисе и Осирисе, сообщает портал "Седмица.ru" со ссылкой на информацию сайта варшавского музея.
Во всех культурах на протяжении истории существовали обычаи и ритуалы поминовения и почитания усопших. Организаторы выставки в чикагском музее, названной "В память обо мне", ставили своей целью показать, как древние жители стран ближневосточного региона относились к умершим и как в ритуальных церемониях, связанных с загробным миром, выражалось представление о человеческой душе и ее посмертном существовании в Месопотамии, Египте и странах Восточного Средиземноморья.
Центральным объектом выставки является открытый в 2008 году в окрестностях Зенджирли (на территории современной южной Турции) надгробный монумент, датированный 735 годом до нашей эры. От имени своего заказчика, одного из царских чиновников Царства Сам’ал (государство со смешанным хеттским и арамейско-аккадским населением, существовавшее в 1-й пол. I тыс. до н.э. в районе горного хребта Аманос, турецкая область Хатай) памятник получил название – Стела Куттамува.
Стела сделана еще при жизни придворного самалского царя Панамува и была установлена после его смерти. В надписи на монументе, сделанной на одном из диалектов западно-семитских языков, очень близкого к арамейскому, предписывается, чтобы Куттамува поминали с пиршеством. В последних строках описан поминальный обряд, который совершался рядом с надгробием. Фраза "и заколет перед душой моей" в строках 10-11 предполагает, что овцу для поминальной трапезы следовало заколоть перед стелой, и плечо жертвенного животного (символ силы) следовало положить перед стелой для самого Куттамува (строки 12-13). Особое внимание специалистов привлекла фраза "для души моей, которая в стеле сей" в строке 5, на основании которой делается вывод, что тело Куттамува было кремировано, а душа его, как считалось, перешла в данную стелу.
Это один из древнейших документов, в которых говорится о душе, как о чем-то отдельном от тела. Кремация характерна для индо-европейских культур и обычно не встречается среди семитов.
Сама стела хранится в Газиантепском археологическом музее в Турции, однако для чикагской выставки было сделана электронная факсимильная версия оригинального размера.
До открытия стелы ученые даже не были уверены, что в этом регионе изображения заупокойных трапез на других монументах были символическим указанием просьбы умерших, адресованные смотрящему на стелу, совершать ежегодные жертвоприношения животных и плодов винограда или вина. При этом жертвы, судя по всему, приносились как умершим, так и богам, при этом не только в усыпальницах и в домах, но и в специальных частных святилищах, в одном из которых и была обнаружена стела из Зенджирли.
Несколько других разделов выставки посвящены сходным заупокойным ритуальным практикам Египта, Ирака, Палестины. Артефакты включают в себя: каменные надгробные таблички из Месопотамии с изображением поминальных трапез; египетские деревянные статуэтки людей-поваров и слуг, которые, по представлениям древних, видимо, должны были обеспечивать пищей мертвых; а также каменные фигурки, которые, предположительно, должны были служить вместилищами душ умерших, сообщает портал "Седмица.ru" со ссылкой на информацию сайта Института востоковедения Чикагского университета.