Лаг-Ба-Омер празднуется на 33–й день отсчёта "Омера", который продолжается 49 дней, начиная со второго дня праздника Песах и до праздника Шавуот. Омер – сноп возношения. В Торе об обряде и сроках приношения Омера написано: "Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите сноп из начатков жатвы вашей к священнику, и вознесет он этот сноп пред Господом... во второй день празднования..." (Лев. 23:10–11).
Дни Омера начали приобретать некоторые черты траура со второй половины 2 в. н. э. в эпоху Талмуда. Это было связано с преданием об эпидемии, погубившей в эти дни 24 тыс. учеников рабби Акивы (Иев. 626 и др.). Талмуд не содержит указаний относительно соблюдения траура в память об этом бедствии - впервые это предписание было адресовано общинам гаонами в VIII в., приводит "Еврейский журнал" слова из обращения Главного раввина России Адольфа Шаевича.
В средние века элементы траура в дни отсчета Омера ассоциировались также с памятью о жертвах погромов, учиненных крестоносцами в 1096 г. и 1146 г. в прирейнских городах и селах, а позднее — с резней Б. Хмельницкого в 1648–49 гг.
Лаг Ба-Омер отменяет вошедшее в обычай воздержание на дни Омера, приобретшее силу религиозного предписания (запрет бракосочетания, стрижки и бритья, ношения новой одежды, игра на музыкальных инструментах).
В память о восстании Бар-Кохбы, в котором участвовали ученики раввина Акивы, сохранилась в играх с луком и стрелами на открытом воздухе в этот день.
В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что между Песахом и Шавуотом во время счета омера они умерли от эпидемии в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Эпидемия длилась тридцать три дня. Смерть учеников рабби Акивы, будущих учителей всего Израиля, принесла огромный духовный ущерб еврейскому народу. Их смерти создали реальную опасность того, что еврейский народ забудет Тору, так как некому будет ее преподавать.
В настоящее время зажжение костров – это самый распространенный обычай празднования Лаг-Ба-Омера. По всему Израилю и стар и млад собираются вокруг костров в канун праздника, танцуют и поют, весело отмечая праздник. Традиция зажигания костров берет свое начало в каббалистической книге "Зоар" ("Сияние В день Лаг-Ба-Омер у могилы рабби Шимона бар Йохая в Мероне собираются десятки тысяч человек, выезды на природу организуют и евреи диаспоры. Разжигается большой костер, у костра поют песни в честь Лаг-Ба-Омер и в память о рабби Шимоне, музыка и танцы продолжаются всю ночь.
"В этот праздник мы возвращаемся к древним страницам героической истории нашего народа и возносим благодарные молитвы Всевышнему", - говорится в обращении Главного раввина России Адольфа Шаевича.
Сегодня в московском парке Сокольники прошли торжества, посвященные празднику. В них приняли участие Главный раввин России Берл Лазар, руководство Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и прихожане Московского еврейского общинного центра.
Празднование открылось своеобразным парадом от главного входа в парк, сообщает "Интерфакс".
Дирекция культурных программ Московского еврейского общинного центра организовало круиз "Лаг ба-Омер" - путешествие на теплоходе по Москве-реке для молодежи. Его участники должны высадиться в подмосковной Бухте радости, где после праздничного пикника, гуляний и игр примут участие в огненном шоу.
В Израиле в Лаг Ба-Омер отмечают день студента. В России торжества, посвященные этому празднику, проходят более чем в 100 еврейских общинах.