В ГУВД Москвы требуют специальных правовых норм для борьбы с сектами
Заместитель начальника столичного ГУВД Александр Мельников заявил, что принятие специальных законодательных норм позволит правоохранительным органам бороться с сектами.
На сегодняшних депутатских слушаниях в Мосгордуме А.Мельников указал на проблему отсутствия в законодательстве норм, позволяющих привлекать к ответственности организаторов сект. Кроме того, законодательство не определяет понятие "секта".
Замначальника ГУВД отметил, что секты интересуют правоохранительные органы с точки зрения экстремистской деятельности. Он рассказал, что привлечь организаторов сект можно за экстремистскую деятельность, но не за сектантство.
"Но все экстремистские организации у нас находятся под контролем, и мы знаем, что там происходит", - сказал А.Мельников.
На слушаниях глава комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко отметил, что "понятия гей-парада нет в законодательстве, но это не значит, что мы не можем их запрещать".
Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин рассказал, что по количеству жалоб на деятельность сект первой в списке стоят сайентологи, доходы всемирной организации которых, по его данным, составляют ежедневно 3-5 млн долларов. В Москве действуют четыре сайентологических центра.
"Очень опасно, что они вывозят деньги из России", - сказал А. Дворкин. По его словам, в настоящее время сайентологи планируют создать крупнейший центр в Европе в Сокольниках, где уже купили недвижимость.
А.Дворкин отметил, что жалобы также поступают на движение "Анастасия", последователи которого продают свои квартиры в пользу организаторов секты и уезжают в сельскую местность в общины.
По его словам, жалобы также поступают на деятельность секты Муна. "Они приобрели кинотеатр "Алтай" в Москве и сейчас идет судебное разбирательство по поводу законности этой сделки. Кроме того, они хотят приобрести кинотеатр в Подмосковье", - сказал А. Дворкин.
По его словам, жалобы также приходят на организацию Григория Грабового, а также на различные центры нетрадиционной медицины.
В российском религиозном сообществе отношение к понятию "секта" неоднозначно
Следует, между тем, напомнить, что ряд российских религиозных деятелей в свое время высказались против идеи использования термина "секта" в практике судопроизводства.
Так, генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский считает, что "к слову "секта" нужно относиться очень осторожно. Когда мы говорим о сектах, мы, прежде всего, должны находиться в религиозном поле, а не в правовом".
По мнению председателя Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятники), члена Общественной палаты РФ Сергея Ряховского, "за всей шумихой вокруг сект, просматривается попытка установить в стране единую идеологию, взять всех инакомыслящих и инаковерующих на жесткий контроль".
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама считает, что деятельность "сект" должна рассматриваться с точки зрения права и полагает, что термин "секта" не следует вводить в законодательство.
В заявлении Института свободы совести, распространенном СМИ в ноябре прошлого года, говорилось, что в правовой системе России отсутствует понятие "секта" и производная от нее "секта тоталитарная".
Авторы заявления убеждены, что "эти термины являются неправовыми и ненаучными, несущими негативную идеологическую нагрузку, так как отсутствуют какие-либо научные критерии и их в принципе создать невозможно. По мнению Института свободы совести употребление неправовых и оскорбительных терминов в деятельности госструктур, в ходе различных публичных мероприятий, а также в СМИ является недопустимой, так как разжигает ксенофобии, нетерпимость и насилие в поликонфессиональном российском обществе.
Если кто-то охвачен сектоманией, то для избавления от навязчивых квазирелигиозных идей нужно", в частности, помнить о следующем.
"Нынешние респектабельные, так называемые "традиционные религии" Ближнего Востока в момент своего зарождения объявлялись сектами теми, кто придерживался иных, ранее укоренившихся на этой территории религиозных взглядов. Первые христианские общины были сектами для иудеев и римлян, но когда через шестьсот лет они стали привычным явлением, и никто уже не ставил под сомнение их право на существование, на Ближнем Востоке появились последователи Мухаммеда, которые тоже не сразу стали уважаемой религиозной традицией. Поэтому, прежде чем объявлять ту или иную религиозную организацию вне закона, необходимо посмотреть на проблему сквозь призму истории", - говорится в заявлении.