www.sedmitza.ru

Праздник Вознесения Господня, который в этом году приходится на 17 мая, будет ознаменован важным событием в истории православия. В этот день состоится подписание Акта о каноническом общении между Русской православной церковью (РПЦ) и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ). (Кроме этого архаичного названия со слитным написанием последнего слова, на официальном сайте РПЦЗ употребляется еще и именование "Русская Зарубежная Церковь", но аббревиатура уже привычна). Как сказал Патриарх Алексий II, это событие продлит пасхальные торжества. В храме Христа Спасителя при открытых царских вратах митрополит Лавр и зарубежные священники впервые причастятся из одной чаши со священнослужителями РПЦ.

Подписание Акта о каноническом общении между Русской православной церковью (РПЦ) и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ), которое должно состояться в Москве в день праздника Вознесения Господня, по словам Патриарха Алексия II, продлит пасхальные торжества.

Между тем, как отмечается сегодня в аналитическом обзоре РИА "Новости", предстоящее событие комментируется с разных точек зрения. Обсуждается, в частности, какие последствия будет иметь подписание Акта для организации приходской жизни РПЦЗ, не произойдет ли в ней раскола. В ближайшие годы Зарубежная церковь останется "самоуправляемой частью поместной Русской церкви", но долго ли продлится такая автономия - большой вопрос.

Другие комментаторы более склонны к весьма пафосному толкованию Акта, употребляют слово "исторический" и прочую высокую лексику.

То, что произойдет 17 в Москве, – событие, действительно, историческое. И именно поэтому оно требует трезвой оценки. Оно, конечно, начинает нечто новое в истории православия. Но при этом оно не сводится к делам церковно-административным и даже церковно-каноническим, отмечается в обзоре РИА "Новости".

В известном смысле можно говорить о новом этапе в истории русского рассеяния, о признании не только Русской православной церкви, но и нынешней России центром притяжения всех людей русской культуры и русского языка. Поэтому представляется вполне обоснованным интерес светской власти к церковному объединению. У многих сложилось впечатление - по-моему, верное - что оно может быть названо президентским проектом. Владимир Путин, похоже, видит в нем свою историческую миссию.

И это не самое плохое для главы государства - примирить прежде непримиримых.

Признавая право клириков и прихожан РПЦЗ на собственную позицию по всем церковным и светским вопросам, следует признать, что Зарубежная церковь никогда не была единственным центром духовной жизни русского рассеяния. Более того, наиболее значимая часть богословского и гуманитарного наследия Русского Зарубежья создана людьми, которым она была враждебна. Известна также политическая ангажированность зарубежников, прежде всего, их монархизм. То есть РПЦЗ представительствовать за все Зарубежье не может, да никогда к этому и не стремилась.

И все это делает восстановление канонического общения весьма значимым событием. Воссоединение России и рассеяния началось давно, и сейчас в нем принимает участие та его часть, которая даже в девяностые годы порой вела себя конфронтационно по отношению к РПЦ и светской власти России. Ныне этой власти предстоит избежать соблазна политизации этого процесса. Она свою миссию выполнила. Эту миссию можно называть как угодно - национальной, духовной, гуманитарной. Но только не политической.

Однако от политики никуда не деться. Это касается и современности, и отношения к истории. В нынешней России есть люди во власти, которые рассматривают клерикализм как идеологию, полезную для управления страной. Именно клерикализм, а не православие - православие идеологией быть не может. И потому политико-культурное наследие РПЦЗ кажется им весьма привлекательным. Но, во-первых, отношение к Церкви как к политическому инструменту совершенно неприемлемо для РПЦ. А во-вторых, нынешнее поколение клириков Зарубежной церкви вовсе не обязательно станет проводником прежних политических традиций. И они возвращаются в Россию вовсе не с политическими целями.

Что же касается отношения к историческому наследию как РПЦ, так и РПЦЗ, то оно требует открытого обсуждения. 19 мая патриарх Алексий II вместе с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове. Храм был совместно заложен ими три года назад. Это событие будет ответом на многолетние требования Зарубежной церкви об осуждении Русской православной церковью преступлений большевизма.

Но воссоединение происходит в стране, где, кроме власти, существуют и другие политические силы. И они тоже склонны рассматривать Церковь, в частности Зарубежную Церковь, как инструмент. И зарубежникам предстоит каким-то образом определить свою позицию по отношении к такой части своей истории, как сотрудничество ряда ее иерархов, клириков и прихожан с гитлеровским режимом.

Это становится весьма актуальным в связи с событиями, происшедшими в Москве накануне Дня Победы. Представители одной известной политической организации вознамерились 9 мая возложить цветы к памятной плите возле храма Всех Святых на Соколе. Там давно обустроен белогвардейский мемориал, что не вызывает никаких негативных реакций. Сосуществование в одной стране памятников участникам гражданских войн, воевавшим друг против друга, вещь, в общем-то, нормальная, примеры тому есть и в других государствах. Но на плите, которую хотели почтить 9 мая, высечены фамилии военных преступников, некоторые из которых были казнены в 1947 году, и спустя пятьдесят и более лет в реабилитации им было отказано (группенфюрер фон Паннвиц, Краснов, Шкуро). Есть там имена власовцев, нашедших убежище на Западе, бывших советских офицеров, перешедших на сторону гитлеровской Германии.

Чтобы предотвратить чествование, плиту расколотили кувалдой. Метод спорный, хотя мотивация понятна. Но это событие вызвало очень бурную дискуссию на просторах интернета. И сторонники восстановления плиты с именами тех, кто, в частности, в составе XV корпуса кавалерийского корпуса СС, особого отличился в решении "сербского вопроса", порой апеллировали к авторитету Зарубежной церкви.

Разумеется, речь не может идти об исторической ответственности. Другое дело - ответственное отношение к собственной истории. Не истории РПЦЗ, а национальной истории. Примирение и воссоединение двух частей Русской церкви происходит в обстановке, когда навык различения добра и зла, о котором говорил апостол Павел, у многих людей в России отсутствует. Иначе как объяснить то, что эсэсовская плита стоит на своем месте с 1994 года, а ее сохранение каким-то образом увязывается с национальным примирением?

Таков контекст того события, которое произойдет в день Вознесения Господня. И, судя по всему, оно будет трактоваться по-разному. Попытки политической приватизации воссоединения неизбежны. Но его значения это не умалит, отмечается в аналитическом обзоре российского агентства.