В российском обществе зреет ответ на происходящее в армии - на все преступления, ЧП, инциденты происшествия и несчастные случаи...Как избавиться от дедовщины, как не дать сыновьям погибнуть, быть покалеченными физически и морально, как помочь им вернуться домой живыми. Не с фронта, а из мирной военной части.
Председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова настаивает на полной отмене призыва
В газете "Московский комсомолец" также опубликован фактически призыв к гражданскому неповиновению: "После того, что армия сделала с солдатом Андреем Сычевым, каждый гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеет полное моральное право уклоняться от службы - это проявление гражданской зрелости... Сорвать один призыв. Хотя бы один. Если граждане не хотят кормить дракона своими детьми, они должны брать ответственность за его уничтожение на себя. Самый простой и действенный способ убить дракона - не давать ему жрать. Сначала он, конечно, побесится. Но в конце концов обязательно сдохнет".
Так что же делать родителям, дети которых получают повестки в армию?
Известный музыкант Андрей Макаревич может позволить себе ответить на него однозначно: сына в армию, не предназначенную для нормальных людей, он пускать не собирается. По данным опроса радиостанции "Эхо Москвы", более 90% россиян сильно усомнились в том, что их дети должны идти служить, рискуя в мирное время стать калеками, а то и вообще не вернуться домой.
Корреспондент сайта "Мир религий" обратился к представителям пяти мировых религий с двумя (непростыми, как они признались) вопросами: должны ли родители посылать своих детей в армию, которая их калечит, и несут ли религиозные конфессии, обосновавшиеся на бескрайних просторах России, ответственность за то, что в армии процветают неуставные отношения? Ведь иные из них уже не первый год духовно окормляют российские вооруженные силы, да и преобладающее большинство военнослужащих, по статистике Русской православной церкви (РПЦ) являются православными.
Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко: армейская служба перестала восприниматься как священная обязанность, а опасность для жизни наших солдат теперь исходит не от врагов, а от своих сослуживцев
Матери никогда не хотели пускать своих детей в армию, они всегда плакали, когда дети уходили на войну отдавать свои жизни. Тем не менее, армия существовала во все века и служба в ней воспринималась как священная обязанность. Увы, современная ситуация такова, что армейская служба перестала восприниматься как священная обязанность, а опасность для жизни наших солдат, которая естественна для любого военнослужащего на войне или в военных конфликтах, теперь исходит не от врагов, а от своих сослуживцев. Ни в коей мере не утверждая, что армия не нужна, и что не нужно туда отдавать своих детей, в тоже время я всем сердцем понимаю тех матерей, которые пытаются уберечь своих сыновей от службы. Я не берусь давать советы ни высшему руководству, ни родителям, ни самим призывникам, я лишь могу констатировать, что ситуация сложилась ненормальная.
Как из нее выходить? Есть, наверное, много рецептов и вариантов выхода из той непростой ситуации, в которой сегодня оказалась армия. Но для меня, как священника, принципиально важно, что весь негатив происходящего в наших вооруженных силах лежит в морально-нравственной области. Армия только часть нашего общества, в ней проявляется, иной раз в концентрированной форме, все то, что есть в этом обществе. Воспитывать взрослых людей, которых призвали на службу, уже сложно, хотя в войсках должен быть создан институт священников. Но, на мой взгляд, более важно воспитывать будущих граждан, которые на несколько лет станут солдатами, когда они легко поддаются воспитанию, то есть, в детском возрасте. Поэтому мы настойчиво ставим перед российской школой вопрос о том, чтобы в ней преподавались основы православной культуры, основы православной нравственности. Люди должны научиться пониманию, что есть нравственная норма, а что есть отступление от нее.
Мы верим, что те дети, которые ходят в наши храмы, которые регулярно исповедуются, причащаются, когда вырастут и пойдут в армию, не будут никому доставлять беспокойств. В современной армии служить, конечно, непросто, но в одном я уверен, что наши прихожане издеваться ни над кем не будут. Но у меня нет уверенности, что они сами не станут жертвами.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: армия должна находиться под пристальным государственным и общественным контролем
То, что происходит в нашей армии, является очень сложной общественной проблемой, имеющей отношение ко всему российскому обществу. С одной стороны, существует понятие патриотического долга, и католическая Церковь призывает граждан его исполнять. Однако если человек по соображениям совести не может исполнить свою патриотическую обязанность с оружием в руках, то общество должно предоставить ему альтернативную возможность для служения своей стране.
Происходящее в армии является проблемой всего общества, в том числе и религиозных конфессий. Пусть для нас эта проблема существует в опосредованном виде, тем не менее, она касается всех нас. И решаться она должна не только на государственном, но и на общественном уровне. Общество должно взять под свой контроль армейскую жизнь и в этой связи большая надежда возлагается на общественную палату.
Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (Пятидесятники) Сергей Ряховский: на месте руководства РПЦ я бы поделился тяжким бременем ответственности за состояние дел в наших вооруженных силах, которую оно на себя взвалило
Разговор о том, должны россияне пускать или не пускать своих детей в такую армию, нужно начать с ее, армии, полной реформы. Нужно чтобы она стала профессиональной, элитарной, то есть, той армией, которой когда-то славилась Россия. Армией, в которой людей не делили по религиозной или национальной принадлежности. В нормальных государствах армия уважаема людьми, ибо она защищает Отечество. Поэтому должен быть установлен строгий общественный контроль над Вооруженными Силами со стороны общественной палаты, со стороны общественных организаций. Под этим контролем должен быть каждый гарнизон, каждая воинская часть.
Я слышал, что наш президент предложил ввести военную полицию, но при этом еще и должен быть институт военных капелланов, которые представляли бы все религиозные организации, чьи прихожане служат в российской армии. Духовность, нравственность в нашу армию может быть привнесена религиозными людьми. Вот когда армия станет профессиональной, элитарной, то в нее можно будет спокойно отдавать своих детей.
Хотя армия изначально является опасным институтом для жизни человека, все же любое уважающее себя государство должно иметь свои вооруженные силы. Поэтому не может быть речи, что родители в принципе не должны посылать туда своих детей. Тем не менее, только человек, не любящий своих детей, будет отдавать их в вооруженные силы, не оговаривая тех условий, о которых шла речь выше. Я служил в Советской Армии, будучи убежденным христианином. Зная, что не должен никого убивать, тем не менее, я был законопослушным солдатом. Поэтому для меня вопрос о том, служить или не служить, не стоит.
Что касается ответственности конфессий за происходящее в наших вооруженных силах, то я выскажу крамольную мысль – религиозные лидеры несут бремя этой тяжкой ответственности. Это утверждение звучит, как крамола потому, что в российскую армию допускается только одна, титульная конфессия – Русская православная церковь. На месте архиереев РПЦ, я предложил бы всем основным конфессиям России – и не только христианским, – взять на себя ответственность за нравственный облик российской армии, которую мы должны изменить общими усилиями. Сегодня же получается, что ответственность фактически ложиться на РПЦ, с которой Министерство обороны заключило реально работающий договор о сотрудничестве. Но, как видим, одна только РПЦ с армейскими проблемами не справится, я бы на месте руководства Церкви поделился бы этим бременем ответственности, которую она на себя взвалила. Поэтому все мы виноваты перед обществом за состояние дел в нашей армии, поскольку не ставили вопрос перед президентом, перед правительством о том, чтобы помочь навести порядок в вооруженных силах.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: армия должна быть контрактная и, естественно, добровольная, что сделает ее профессиональной. Чем раньше мы сделаем ее профессиональной, тем раньше мы ее укрепим и вернем к ней доверие народа. Другого пути оздоровления армии у нас нет
Мое убеждение, что армия должна быть контрактная и, естественно, добровольная, что сделает ее профессиональной. Чем раньше мы сделаем ее профессиональной, тем раньше мы ее укрепим и вернем к ней доверие народа. Другого пути оздоровления армии у нас нет.
Безусловно, религиозные лидеры несут прямую ответственность за все, что происходит в наших вооруженных силах, как и в обществе в целом, и мы должны воспитывать в людях законопослушание, богобоязнь. Но при этом, не нужно преувеличивать реальные возможности религий, которыми они обладают в нашем обществе.
Руководитель аппарата Совета муфтиев России Харрис Сабуянов: армия отражает состояние всего общества, и если мы вырастили целое поколение бездуховных людей, то странным было бы ожидать от нее чего-то другого
Вопрос о том, должны ли родители посылать своих детей в армию, достаточно провокационен. Как законопослушный гражданин своей страны, я всегда должен ответить: "да, должны, служба в армии – это почетная обязанность". Как духовное лицо, представляющее ислам, я также скажу, что каждый мусульманин обязан защищать свое Отечество. Вопрос в том, какова атмосфера в современной нашей армии. Безусловно, она очень настораживает и даже пугает. Мы видим, что подход к реформе вооруженных сил, о которой отрапортовали, был чисто формальный. Вопросы политического, нравственного, духовного воспитания в современной армии, на мой взгляд, никак не решаются. Но мы еще помним, что ими раньше занимались замполиты. Конечно же, элементы дедовщины были и в Советской армии, но они не принимали такие угрожающие, бандитские формы, как сейчас.
Армия отражает состояние всего общества, и если мы вырастили целое поколение бездуховных людей, то странно ожидать от вооруженных сил чего-то другого. Прежние ценности в глазах молодежи были полностью девальвированы, а новых моральных ценностей мы новому поколению не дали. Культивирование единственной общественной ценности – золотого тельца, – привело к возникновению деградированной молодежной массы. Вот мы и имеем скиндхедов, фашистов, националистов и т.п., то есть весь спектр молодежного негатива. Поэтому, проводя реформу вооруженных сил, надо, в первую очередь, обращать внимание на их моральную, духовную составляющую, офицеры-воспитатели, психологи, должны выполнять свои обязанности не формально.
Я не думаю, что религиозные лидеры в ответе за то, что происходит в нашей светской армии, в которой нет институтов военных капелланов или военных имамов. В мечетях, храмах, церквях представители любой религии говорят о том, что защита Отечества является священной, священники пытаются воспитать в своей пастве самые лучшие нравственные качества. Но, послушав проповеди в храме, молодой человек попадает в совершенно иную среду, в которой ему насаждают абсолютно другие ценности, в которой отношения строятся по принципу: я командир – ты подчиненный-недоумок, ты командир – я подчиненный-недоумок. Надев погоны, человек, к сожалению, оказывается в полукриминальной среде.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: мы могли бы помочь армии в нравственном воспитании солдат, но ни разу ни с одной части никто не обращался к нам за помощью или советом
Вполне естественно, что родители беспокоятся и боятся за своих детей, если они попадают в армию, где совершаются такие бесчинства. Нужно создавать, с одной стороны альтернативную службу, с другой постепенно переходить к профессиональной армии. Поскольку армия всегда была оплотом государства, проявлением его силы, мощи, то она должна соответствовать своему положению. Раньше люди гордились службой в армии, а сейчас туда не очень часто стремятся попасть. У меня со здоровьем дела обстояли не лучшим образом, но я добился того, чтобы служить в армии.
Это наше общее упущение, что в армии столько агрессии, все мы не занимаемся воспитанием наших детей, которые, вырастая, становятся способными на такие преступления, которые случаются в вооруженных силах. Даже офицеры смотрят на происходящее сквозь пальцы. Мы могли бы помочь армии в нравственном воспитании солдат, но ни разу ни с одной части никто не обращался к нам за помощью ли советом.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: никто не может освободить родителей от их долга заботиться о своих детях, уважая высшие идеалы, они, тем не менее, не могут не думать, что произойдет с их сыновьями в процессе службы в армии
Основная обязанность родителей, не выполнив которую они не могут быть по-настоящему счастливы, как не могут считать, что исполнили свой долг перед страной, перед самими собой, перед Богом, заключается в том, чтобы позаботиться о благе своих детей. И если родители знают, что армия искалечит их детей, что государство, к сожалению, не может гарантировать им безопасности, не говоря уже о каком-либо обретенном благе, то они имеют право их в такие вооруженные силы не посылать. Может быть, это звучит слишком радикально, но никто не может освободить родителей от их долга, заботиться о своих детях. Уважая высшие идеалы, к которым относится патриотизм, родители, тем не менее, не могут не думать, что произойдет с их сыновьями в процессе службы. Не секрет, что благополучные люди стараются сделать так, чтобы их сыновья в армию не попали. Армия становится уделом детей не из самых благополучных семей.
Существует мнение, что решить эту проблему можно при помощи закона об альтернативной службе. Но если сейчас дать возможность свободного выбора между альтернативной службой и армией, то, боюсь, наши войска останутся без солдат. Единственный выход из этой ситуации – сделать вооруженные силы такими, чтобы все гордились ими, чтобы люди, отвечающие за состояние дел в армии, и сама армия находились под пристальным государственным и общественным контролем.
Религиозные деятели, принимая на себя ответственность за все, что творится вокруг них, должны отвечать и за состояние дел в армии. За то, что сегодня происходит с нашей армией, в каком то смысле отвечают все россияне. Тем более ответственны за морально-нравственное и духовное состояние всего российского общества духовные лидеры. Если человеческая боль не проходит через сердце священника, то это значит, что он не исполняет своих обязанностей, которые декларирует в процессе служения Богу.
К сожалению, приходится констатировать тот неутешительный факт, что положение дел в нашей армии пусть и извращенно, гипертрофировано, но все же отражает положение дел во всем российском обществе, с его социальными бедами, неблагополучием, множеством брошенных, предоставленных лишь самому себе людей с искалеченными судьбами, которые деградируют под влиянием дурного общения. Поэтому было бы неправильно винить во всем только военных, потому что, повторюсь, армия является слепком общества, и на ней отражаются все его язвы.