В связи с кончиной Папы зарубежная пресса продолжает комментировать то, как складывались и будут в дальнейшем развиваться взаимоотношения между Русской православной и Римско-католической церквами. Этой проблеме посвящена и сегодняшняя публикация в The New York Times (перевод – на сайте InoPressa.ru).
В августе прошлого года делегация из Ватикана прибыла сюда со старой русской православной иконой, которую Папа Иоанн Павел II хранил в своих частных хранилищах. Уже на исходе своего понтификата Папа Римский надеялся, что возвращение священного образа Казанской Божьей Матери, сможет, наконец, помочь ему в исполнении одного из его давних и неосуществленных желаний: посетить Россию. Не помогло, отмечает газета. Еще до того как икона была доставлены, глава Русской православной церкви Патриарх Алексий II отклонил этот жест примирения и исключил возможность визита Папы, как он делал и раньше.
Он сказал президенту России Владимиру Путину, что этот образ – "одна из множества копий", а не оригинальная икона, которая впервые появилась в Казани в 1579 году и почиталась как чудотворная, прежде чем исчезла во время революции 1917 года.
"Поэтому, – добавил он, – нет никакой необходимости, чтобы Папа лично ее привозил".
Смерть Иоанна Павла II официально в России оплакивается как уход человека, которого Путин назвал "выдающимся деятелем современности, с именем которого связана целая эпоха".
Однако за публичными выражениями соболезнования продолжают бурлить подводные течения подозрительности и враждебности, которые разделили лидеров двух самых крупных конфессий христианства.
Несмотря на широко распространенное мнение, что Папа способствовал падению коммунизма, а это освободило православных верующих России от семидесятилетнего гнета государства, Папе ни разу не удалось достичь примирения с Патриархом, не говоря уж о том, чтобы сгладить противоречия, связанные с многовековым расколом между католицизмом и православием.
Наоборот, отношения после распада СССР только ухудшились. По мере того как Православная церковь занималась восстановлением разрушенных храмов и пыталась вернуть себе утраченный духовный авторитет, Ватикан и его харизматичный лидер стали восприниматься как угроза, направленная против православия.
Лидеры православия неоднократно обвиняли Ватикан в попытках заниматься прозелитизмом, несмотря на уверения католиков в том, что они только обслуживают российских католиков, которых насчитывается около 600 тысяч. Протоиерей Всеволод Чаплин, высокопоставленный представитель РПЦ, заявил накануне, что католические священники и монахи упорно стараются обращать православных людей в свою религию. "Чтобы поднять отношения на новый уровень, мы ожидаем, чтобы Римско-католическая церковь вернулась к практике сотрудничества, а не соперничества", – сказал он в телефонном интервью.
Иоанн Павел II, который сделал поездки по миру ключевым элементом своего папского правления, посетил другие бывшие советские республики и в ноябре встретился со Вселенским Патриархом Варфоломеем I, главой Константинопольской православной церкви.
Однако в России, где политическое влияние Православной церкви в последнее время значительно выросло, оппозиция священников благополучно разрушила надежды на возможность визита Папы, несмотря на приглашения со стороны последнего советского лидера Михаила Горбачева, который встречался с ним, будучи еще главой коммунистической партии в 1990 году, и со стороны Путина, встречавшегося с Папой дважды. После их последней встречи в Ватикане в 2003 году Путин признался, что, хотя он хотел бы стать первым российским лидером, принявшим Папу в России, но ему пришлой уступить Патриарху.
Горбачев в данном накануне интервью, сказал, что Папа противостоял коммунизму, но критиковал и капитализм. Это, по словам Горбачева, поддерживает правильность политики перестройки и открытого общества в СССР. В то же время, добавил он, Ватикан внес свой вклад в противостояние с Русской православной церковью.
"Католическая церковь не проявила деликатности в отношении Православной церкви, особенно в постсоветский период", – сказал он.
Максимально ухудшились межконфессиональные отношения, когда в 2002 году Ватикан повысил статус четырех своих апостольских административных представительств в России до традиционных епархий во главе с епископами. Российское правительство по настоянию РПЦ выдворило из страны ряд католических священников и отказало в выдаче виз другим.
Русская православная церковь направила на похороны Папы свою делегацию во главе с митрополитом Кириллом, руководителем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Сам Патриарх Алексий отказался присутствовать на траурных церемониях. Протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Патриарх обычно не присутствует на похоронах зарубежных религиозных или политических деятелей.
Путин также предпочел воздержаться от поездки. Россия будет представлена премьер-министром Михаилом Фрадковым.
Даже своей смертью Иоанн Павел II сумел вызвать вспышку враждебности в некоторых. В среду Алексей Митрофанов, депутат парламента от ЛДПР, которую автор публикации называет "националистической", предложил ограничить освещение средствами массовой информации смерти и похорон Папы, заявив: "Нельзя не видеть, что эта колоссальная пропагандистская кампания играет на руку Ватикану и католицизму". Парламент отклонил это предложение.
Директор Центра социально-религиозных исследований Института Европы РАН Анатолий Красиков сказал, что Православная церковь упустила историческую возможность. "Никто не знает, будет ли следующий Папа так настойчив в своем желании протянуть Православной церкви дружескую руку, – сказал он. – Лично я считаю, что мы упустили имевшийся у нас шанс наладить сотрудничество между христианами всего мира".
Другие связывают существующую напряженность с российской неуверенностью, исторически глубоко укоренившейся в стране.
"Я почти уверен, что первого Папу-славянина не допустили к пастве Русской церкви по той же причине, по которой раньше коммунистическая партия глушила "вражеские голоса": из страха сравнения", – написал политический комментатор Петр Романов в критической статье, опубликованной в минувший понедельник официальным российским информационным агентством.
"Иерархам православия невыносима сама мысль о появлении Папы на заполненной людьми московской площади или, что еще хуже, в храме Христа Спасителя", - приводит в заключение слова Романова The New York Times.