В нынешнем году праздник Пасхи западные и восточные церкви отметили в разные дни. Католики и протестанты встретили его 31 марта, а православные празднуют Воскресение Христово 5 мая. Это один из самых поздних дней в нынешнем столетии, на которые может выпасть Пасха. 5 мая она будет еще раз праздноваться в 2024 году, а в 2040 году светлый праздник встретят еще позже - 6 мая. Три года назад была самая ранняя Пасха в православном календжаре, она пришлась на 4 апреля.
По словам патриарха Кирилла, меньше всего западных и восточных христиан разделяет празднование Пасхи в различное время.
- Cамый главный и самый древний из христианских праздников
- Как праздновали Пасху москвичи до революции
"Различное празднование Пасхи было с самого начала истории Церкви. Рим праздновал по-своему, Александрия и Антиохия по-своему (Константинополя тогда еще не было). Были попытки выйти на какую-то общую дату, на какой-то общий принцип, однако в течение первых трех столетий эти попытки не увенчались успехом. Но Церковь-то была единой, и никому в голову не приходило разрывать отношения из-за разного времени празднования Пасхи", - заявил глава РПЦ в сегодняшнем интервью телеканалу "Россия-1", текст которого приводит портал "Интерфпкс-Религия".
Такие расхождения, по словам патриаарха, не мешали. "Потом Первый Вселенский Собор выработал формулу празднования Пасхи, и мы праздновали ее все вместе до известных событий, когда Папа Григорий ввел новый календарь, что и привело снова к появлению разрыва в датах", - отметил он.
Это однако не самое главное, убежден патриарх. Главное же состоит в том, что перед западными и восточными христианами, перед католиками и православными "сегодня стоят одни и те же задачи", "одни и те же проблемы, которые необходимо решать с опорой на христианскую традицию".
Именно христианская традиция относит сегодняшний праздник - к главным датам церковного календаря, а для православных - это пожалуй, самый главный праздник. Об этом свидетельствует и то, как этот день был встречен верующими - не только в России, но и во многих странах мира, где живут православные.
В России в пасхальных богослужениях приняли участие около 4 млн человек
Пасхальные богослужения в ночь на минувшее воскресенье были совершены более чем в 10,2 тыс храмах и монастырях по всей России. По данным МВД РФ, в них приняли участие около 4 млн человек.
"В целом по стране в обеспечении общественного порядка и безопасности задействовалось более 70,6 тыс сотрудников органов внутренних дел и 1680 военнослужащих внутренних войск МВД России", - говорится в сообщении ведомства, которое приводит ИТАР_ТАСС.
В 3,9 тысячах храмах и монастырях Центрального федерального округа России состоялись праздничные мероприятия, в которых приняли участие более 1,7 миллиона человек. Лидером по количеству участников, как отметили в МВД, стали Москва и Московская область. В Москве храмы и монастыри посетили более 300 тыс. человек, сообщает "Интерфакс".
В Дальневосточном федеральном округе в пасхальных мероприятиях участвовали более 141 тыс. человек, в Сибири - свыше 175 тыс., на Урале - около 220 тыс., в Приволжском федеральном округе - 600 тыс., в Южном федеральном округе - более 835 тыс., на Северном Кавказе - почти 226 тыс. Почти 456 тыс. человек отмечали праздник в Северо-Западном федеральном округе.
"Во всех регионах России при проведении праздничных мероприятий, посвященных Христову Воскресению, нарушений общественного порядка не допущено", - подчеркивается в сообщении.
Украина
Предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), митрополит Владимир возглавил Пасхальную заутреню и Божественную литургию по случаю Пасхи на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Среди нескольких тысяч верующих, собравшихся на богослужение, были премьер-министр Украины Николай Азаров, председатель Верховной Рады Владимир Рыбак, члены правительства, народные депутаты.
Обращаясь к пастве, митрополит Киевский и всея Украины напомнил о важнейшей заповеди - любви к ближнему - и выразил надежду на то, что "та радость, которую всегда пробуждает Воскресение, поощряла бы еще больше любить Бога и ближнего", сообщает ИТАР-ТАСС.
Одной из особенностей пасхального богослужения стало чтение Священного Писания на 11 языках - греческом, латинском, еврейском, украинском, румынском, английском, сербском, польском, чешском, испанском и церковнославянском.
Несколькими часами ранее с поздравлением по случаю праздника Пасхи к соотечественникам обратился президент Украины Виктор Янукович, который присутствовал на торжественной службе в Свято-Владимирском кафедральном соборе в Севастополе. Он, в частности, поблагодарил всех граждан Украины, которые "своим честным трудом, достойной жизнью и мудростью способствовали тому, что мы встречаем этот праздник в мире и согласии".
Болгария
Для православных христиан в Болгарии Пасха - один из самых главных праздников. В кафедральном храме Святого Александра Невского в Софии патриарх Болгарской православной церкви (БПЦ) Неофит минувшей ночью возглавил праздничное богослужение.
"Вера - это не вымысел, она несет не только эмоциональное ощущение и убеждение. Через веру Божья благодать прикасается к человеку, укрепляя его духовные силы и наделяя мудростью и мужеством", - сказал предстоятель БПЦ обращаясь к тысячам верующих.
"Пасхальная радость помогает нам забыть о трудностях нашей жизни, о нашей скорби и проблемах. Хочу отправить пожелания для всех вас: мы должны хранить веру, преумножать ее в своем сердце, быть отзывчивыми на нужды других людей, быть милосердными и сострадательными", - приводит слова болгарского патриарха ИТАР-ТАСС.
Согласно народной традиции, болгары сегодня будут угощать друг друга окрашенными обычно в красный цвет яйцами и обрядным хлебом. Также принято проводить состязания по разбиванию пасхальных яиц. Считается, что здоровье того, чье яйцо не разбилось при ударе, будет наиболее крепким. В честь праздника традиционно будут водиться хороводы, символизирующие радость и возвращение к новой жизни, а также надежду и веру в победу над злом.
США
В православных храмах Нью-Йорка сегодня состоялись торжественные богослужения. Их возглавили управляющий патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан и иерархи Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). В храмы пришли более пяти тысяч верующих.
"Местами молитвенного сосредоточения православных во дни Воскресенья Христова традиционно являются находящиеся в канонической юрисдикции РПЦЗ Знаменский Синодальный собор на 93-й улице на Манхэттене и Церковь святых новомучеников и исповедников Российских в Бруклине, а также Патриарший Свято-Николаевский собор на 97 улице на Манхэттене", - заявил ИТАР-ТАСС викарий Восточно-Американской епархии РПЦЗ, епископ Манхэттенский Иероним.
По его оценке, в русских православных храмах наибольшее количество молящихся составляют соотечественники и граждане стран СНГ. Периодически приходят американцы. Это потомки первых эмигрантов из России и не связанные родственными корнями с нашей страной, принявшие православную веру в зрелом возрасте.
Внутрь храмов, заполненных православными, многие верующие попали лишь после окончания крестного хода. Тем не менее из-за тесноты некоторые предпочли молиться на улице перед широко раскрытыми для пришедших на праздничную службу церковными дверями.
В субботу президент США Барак Обама и его супруга Мишель поздравили православных христиан своей страны и всего мира с наступающим праздником. В заявлении, распространенном пресс-службой Белого дома, глава американской администрации подтвердил "приверженность защите всеобщих прав человека, включая свободу религии".
Обама отметил, что в эти светлые и радостные дни особенно важно не забывать о заповедях Спасителя, призывавшего к любви и терпимости. Тем более, подчеркнул он, что православные христиане по-прежнему "подвергаются преследованиям и насилию, в частности, на Ближнем Востоке и в Северной Африке". Подобная ситуация вызывает сожаление и не может считаться приемлемой. "В течение веков и Ближний Восток, и весь мир духовно обогащались благодаря вкладу православных христиан в таких странах, как Египет, Сирия и Ирак", - приводит ИТАР-ТАСС слова президента США.
Дания
Праздничные богослужения прошли в русском соборе святого благоверного князя Александра Невского и в храме Морской миссии в Копенгагене, в монастыре святых Царственных страстотерпцев близ Оденсе, в церкви Святого Луки в Орхусе, в Никольской церкви в Хобро (Ютландия).
Приход в храме Морской миссии находится под юрисдикцией Московского патриархата. Построенный на средства российской императорской семьи в 1883 году собор Александра Невского относится к Русской православной церкви заграницей.
После подписания Акта о каноническом общении в 2007 году произошло объединение РПЦЗ и Московского патриархата. "Все прежние структуры сохранились, но вошли в состав большой Русской православной церкви", - пояснил ИТАР-ТАСС настоятель православного прихода в храме Морской миссии, отец Сергий.
Кроме православных россиян, в пасхальных торжествах в этих приходах приняли участие украинцы, белорусы, молдаване, болгары, сербы, греки.
В Дании существует и национальная православная церковь, которая насчитывает около 40 прихожан и находится под юрисдикцией Константинопольского патриархата.
КНДР
Cветлое Христово Воскресение встретили сегодня работающие в КНДР православные верующие. Пасхальное богослужение, в котором участвовала также большая группа российских туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и ряда других городов, отслужили в храме в честь Святой Живоначальной Троицы, расположенном на юге Пхеньяна.
Там был совершен крестный ход. Богослужение возглавил священник Владивостокской и Приморской митрополии протоиерей Алексий Сабанский, прибывший сюда во главе делегации по приглашению Православного комитета КНДР. Ему помогали корейские православные священники Феодор Ким Хве Ир и Иоанн Ра Гван Чер, прошедшие обучение в Московской духовной семинарии.
Как известно, указание построить в Пхеньяне православный храм дал Ким Чен Ир после посещения одной из церквей в ходе поездки на российский Дальний Восток в 2002 году.
Корейские строители завершили возведение храма Святой Троицы летом 2006 года. 13 августа того же года здание освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и Всея Руси. Поддержку храму оказывает Русская православная церковь и частные лица из России.
Италия
Торжественные Пасхальные богослужения проходят сегодня в русских приходах по всей Италии. Центрами празднеств в Риме стали два храма - старая надомная церковь Святого Николая и храм Святой Великомученицы Екатерины, расположенный на территории виллы Абамелек, где находится резиденция посла РФ.
После окончательного завершения строительства храм Святой Великомученицы Екатерины стал одним из главных культурно-религиозных центров православия на Апеннинах. При нем открыт культурно-просветительский центр и библиотека, идут занятия в воскресной школе, работает паломническая служба.
"Наш храм мы называем русским домом на берегах Тибра, потому что действительно стараемся жить как одна семья. Священники знают трудности и радости прихожан, помогают и поддерживают их" , - отметил в интервью ИТАР-ТАСС секретарь администрации приходов Московского патриархата в Италии, настоятель храма Святой Великомученицы Екатерины в Риме, иеромонах Антоний (Севрюк). По его словам, церковь "должна быть не только местом молитвы, но и домом для всех тех, кто приходит в храм".
Одна из важнейших служб проходит сегодня в храме святого Амвросия Медиоланского, куда через Москву доставлен иерусалимский Благодатный огонь в лампаде, зажженной лично Патриархом Кириллом. Кроме того, основные православные религиозные центры на Апеннинах находятся в Бари, где хранятся мощи святого Николая Чудотворца, в Венеции - церковь Жен-мироносиц, а также во Флоренции, Сан-Ремо, Неаполе, Анконе и других городах Италии, где насчитывается около 60 приходов РПЦ.
В северной столице Апеннин - Милане, православные христиане, отмечающие Воскресение Христово 5 мая, ожидаkb частичку Благодатного огня, который сошел накануне в присутствии тысяч верующих в иерусалимском Храме Гроба Господня.
В нынешнем году Милан во второй раз становится местом прибытия Благодатного огня. И это не случайно: 2013 год - юбилейный в истории христианства. Именно там 1700 лет назад римский император Константин подписал эдикт, получивший название Миланский, который провозглашал религиозную терпимость. Таким образом, в Римской империи все вероисповедания уравнивались в правах, и язычество теряло статус официальной религии.
Одними из первых частицу "божественного пламени" получили в делегации Фонда Андрея Первозванного (ФАП) во главе с председателем его попечительского совета и главой компании "Российские железные дороги" Владимиром Якуниным. Уже 10-й год подряд делегация ФАП, по благословению Патриарха Московского и всея Руси, выполняет миссию по доставке Благодатного огня к патриаршей службе в Храме Христа Спасителя. А уже оттуда его частички "разъезжаются" в епархиальные центры Русской православной церкви в России, а также ближнем и дальнем зарубежье.
Доставка Благодатного огня в Италию осуществляется силами генерального консульства РФ в Милане, ФАП и "Русским центром имени Бородиной в Мерано", а перевозчиком выступает авиакомпания "Трансаэро".
Сразу по приземлении рейса в Венеции сегодня утром частички "божественного пламени" "разъедутся" по приходам РПЦ на севере Апеннин, в том числе в Венецию и Верону, а также в Мерано, где действует один из старейших православных храмов - Святителя Николая Чудотворца.
В миланском православном приходе при церкви Святого Амвросия Медиоланского состоится торжественный молебен о принятии Благодатного огня. Планируется также, что его частички потом будут доставлены в другие православные церкви - в Риме, Бари, Неаполе, Флоренции. Таким образом, святыне из Иерусалима сможет поклониться максимальное число православных, которых на Апеннинах проживает около 1 млн человек. Это не только русские, но и украинцы, молдаване, румыны, сербы, копты. Только в миланском приходе сегодня ждут около 2 тыс. человек, сообщили в генконсульстве.
"Предстоящее событие призвано подчеркнуть особые отношения между Россией и Италией в духовном и культурном плане, что особенно актуально в контексте отмечаемого в 2013 году 1700-летия Миланского эдикта императора Константина, узаконившего распространение христианства на европейском континенте", - сказал в беседе с корр. ИТАР-ТАСС генконсул РФ в Милане Алексей Парамонов.
Объединенные Арабские Эмираты
Около тысячи человек собрались минувшей ночью на пасхальную службу, которая была совершена в храме Святого апостола Филиппа в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты) - единственной православной церкви на Аравийском полуострове.
В числе гостей были руководители дипломатических миссий России, других стран СНГ, главы крупных компаний, сообщает в воскресенье "Интерфакс" со ссылкой на сайт "Русские Эмираты".
В сентябре 2007 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (нынешний Патриарх Московский и всея Руси), бывший тогда главойОтдела внешних церковных связей Московского патриархата, совершил освящениезакладного камня русского храма в Шардже. Строительство было закончено вавгусте 2011 года.
Какими народными традициями был отмечен на Руси праздник Пасхи
По старинному народному поверью, на Пасху Христос в нищенском рубище странствует по земле и заходит в дома к людям в виде странника или нищего, чтобы испытать людское милосердие. Поэтому праздничные яства на Руси всегда готовили в изобилии, чтобы иметь возможность угостить каждого пришедшего в дом. В прежние времена в пасхальные дни нужно было особенно позаботиться о нищих и больных, а также людях, оказавшихся в заключении. В больницы и тюрьмы посылались в огромном количестве подарки - куличи, пироги, яйца.
Сыр и яйца это первая пища, которую верующие вкушают после 40-дневного поста. Пасхальное яичко - символ Воскресения Христова. Окрашенное красной краской яйцо - знак пасхальной радости о победе над смертью. Обычай на Пасху обмениваться яйцами, по преданию, обязан святой Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яичко с приветствием: "Христос воскресе!"
Cамый главный праздник
Пасха - самый главный праздник христианского года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте. Ученики и последователи Христа восприняли Его смерть как искупление грехов мира, а воскресение - как победу над силой зла и дарование Богом вечной жизни. Иисус Христос, принеся Себя в жертву на кресте, даровал людям избавление от вечной смерти и проклятия - неизбежных последствий человеческого греха.
Самый древний праздник
Пасха является не только самым главным, но и самым древним из всех христианских праздников. Он был установлен и отмечался уже во времена апостолов. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: первое - о страдании, а второе - о Воскресении Иисуса Христа. Празднованию Пасхи посвящались как дни, предшествующие торжеству Воскресения Христова, так и следующие за ним. В зависимости от характера воспоминания, каждый этап праздника имел свое наименование - Пасха Страданий (иначе, - Пасха Крестная) и Пасха Воскресения. Первый этап праздника отмечался постом и покаянием, а второй - праздничными торжествами.
Пасха у первых христиан
В первые века христианские общины отмечали Пасху в разное время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали одновременно с Пасхой иудейской - 14 нисана по еврейскому календарю, независимо от того, на какой день недели выпадал праздник. Западная Церковь отмечала Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Первая попытка установить для всех Церквей единое правило празднования Пасхи была предпринята св. Поликарпом, епископом Смирнским, в середине II века. Но окончательное решение о едином праздновании Пасхи было принято только на Первом Вселенском Соборе, проходившем в г. Никее (современный г. Изник, Турция) в 325 г. Собор постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она никогда не совпадала с иудейской Пасхой. Таким образом, Пасха является подвижным праздником, выпадающим каждый год на разные числа в период с 22 марта по 25 апреля. Эти числа определяются по особой таблице, Пасхалии, в которой указаны даты празднования Пасхи на много лет вперед.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времен апостолов пасхальное богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.
Богослужение начинается с крестного хода - торжественной процессии вокруг храма с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Божией Матери, с пением канона Пасхи. Верующие приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!", на которые следует ответ: "Воистину воскресе!". В конце богослужения совершается освящение артоса (греч. "хлеб") - большой просфоры с изображением Креста или Воскресения Христова, которая затем устанавливается в храме на аналое вместе с иконой праздника. Артос является напоминанием того, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением стал для христиан истинным Хлебом вечной жизни. В Светлую Субботу артос дробится и раздается всем верующим.
В первые века у западных христиан существовал обычай совершать в пасхальную ночь таинство Крещения. В западной традиции и по сей день освящение воды и таинство Крещения совершается во время пасхального богослужения перед началом литургии.
Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).
Как праздновали Пасху москвичи до революции
Замечательные свидетельства о том, как самый главный православный праздник встречали в первопрестольной столице, оставил в своей книге "Лето Господне" русский писатель Иван Шмелев. Вот как он рассказывает об этом:
"Пост уже на исходе, идет весна. Прошумели скворцы над садом, - слыхал их кучер, - а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика. Отпекли на Крестопоклонной маковые "кресты", - и вот уж опять она, огромная лужа на дворе. Бывало, отец увидит, как плаваю я по ней на двери, гоняюсь с палкой за утками, заморщится и крикнет:
- Косого сюда позвать!..
Василь-Василич бежит опасливо, стреляя по луже глазом. Я знаю, о чем он думает: "ну, ругайтесь... и в прошлом году ругались, а с ней все равно не справиться!"
- Старший прикащик ты - или... что? Опять у тебя она? Барки по ней гонять?!
- Сколько разов засыпал-с!.. - оглядывает Василь-Василич лужу, словно впервые видит, - и навозом заваливал, и щебнем сколько транбовал, а ей ничего не делается! Всосет - и еще пуще станет. Из-под себя, что ли, напуща-ет?.. Спокон веку она такая, топлая... Да оно ничего-с, к лету пообсохнет, и уткам природа есть...
Отец поглядит на лужу, махнет рукой.
Кончили возку льда. Зеленые его глыбы лежали у сараев, сияли на солнце радугой, синели к ночи. Веяло от них морозом. Ссаживая коленки, я взбирался по ним до крыши сгрызать сосульки. Ловкие молодцы, с обернутыми в мешок ногами, - а то сапоги изгадишь - скатили лед с грохотом в погреба, завалили чистым снежком из сада и прихлопнули накрепко творила.
- Похоронили ледок, шабаш! До самой весны не встанет.
Им поднесли по шкалику, они покрякали:
- Хороша-а... Крепше ледок скипится.
Прошел квартальный, велел: мостовую к Пасхе сколоть, под пыль! Тукают в лед кирками, долбят ломами - до камушка. А вот уж и первая пролетка. Бережливо пошатываясь на ледяной канавке, сияя лаком, съезжает она на мостовую. Щеголь-извозчик крестится под новинку, поправляет свою поярку и бойко катит по камушкам с первым веселым стуком.
В кухне под лестницей сидит гусыня-злюка. Когда я пробегаю, она шипит по-змеиному и изгибает шею - хочет меня уклюнуть. Скоро Пасха! Принесли из амбара "паука", круглую щетку на шестике, - обметать потолки для Пасхи. У Егорова в магазине сняли с окна коробки и поставили карусель с яичками. Я подолгу любуюсь ими: кружатся тихо-тихо, одно за другим, как сон. На золотых колечках, на алых ленточках. Сахарные, атласные...
В булочных - белые колпачки на окнах с буковками - X. В. Даже и наш Воронин, у которого "крысы в квашне ночуют", и тот выставил грязную картонку: "принимаются заказы на куличи и пасхи и греческие бабы"! Бабы?.. И почему-то греческие! Василь-Василич принес целое ведро живой рыбы - пескариков, налимов, - сам наловил наметкой. Отец на реке с народом. Как-то пришел, веселый, поднял меня за плечи до соловьиной клетки и покачал.
- Ну, брат, прошла Москва-река наша. Плоты погнали!..
И покрутил за щечку.
Василь-Василич стоит в кабинете на порожке. На нем сапоги в грязи. Говорит хриплым голосом, глаза заплыли.
- Будь-п-койны-с, подчаливаем... к Пасхе под Симоновом будут. Сейчас прямо из...
- Из кабака? Вижу.
- Никак нет-с, из этого... из-под Звенигорода, пять ден на воде. Тридцать гонок березняку, двадцать сосны и елки, на крылах летят-с!.. И барки с лесом, и... А у Паленова семнадцать гонок вдрызг расколотило, вроссыпь! А при моем глазе... у меня робята природные, жиздринцы!
Отец доволен: Пасха будет спокойная. В прошлом году заутреню на реке встречали.
- С Кремлем бы не подгадить... Хватит у нас стаканчиков?
- Тыщонок десять набрал-с, доберу! Сала на заливку куплено. Лиминацию в три дни облепортуем-с. А как в приходе прикажете-с? Прихожане летось обижались, лиминации не было. На лодках народ спасали под Доргомиловом... не до лиминации!..
- Нонешнюю Пасху за две справим!
Говорят про щиты и звезды, про кубастики, шкалики, про плошки... про какие-то "смолянки" и зажигательные нитки.
- Истечение народа бу-дет!.. Приман к нашему приходу-с.
- Давай с ракетами. Возьмешь от квартального записку на дозволение. Сколько там надо... понимаешь?
- Красную ему за глаза... пожару не наделаем! - весело говорит Василь-Василич. - Запущать - так уж запущать-с!
- Думаю вот что... Крест на кумполе, кубастиками бы пунцовыми?..
- П-маю-с, зажгем-с. Высоконько только?.. Да для Божьего дела-с... воздаст-с! Как говорится, у Бога всего много.
- Щит на крест крепить Ганьку-маляра пошлешь... на кирпичную трубу лазил! Пьяного только не пускай, еще сорвется.
- Нипочем не сорвется, пьяный только и берется! Да он, будь-п-койны-с, себя уберегет. В кумполе лючок слуховой, под яблочком... он, стало быть, за яблочко причепится, захлестнется за шейку, подберется, ко кресту вздрочится, за крест зачепится-захлестнется, в петельке сядет - и качай! Новые веревки дам. А с вами-то мы, бывало... на Христе-Спасителе у самых крестов качали, уберег Господь.
Прошла "верба". Вороха роз пасхальных, на иконы и куличи, лежат под бумагой в зале. Страстные дни. Я еще не говею, но болтаться теперь грешно, и меня сажают читать Евангелие. "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду...". Я не могу понять: Авраам же мужского рода! Прочтешь страничку, с "морским жителем" поиграешь, с вербы, в окно засмотришься. Горкин пасочницы как будто делает! Я кричу ему в форточку, он мне машет.
На дворе самая веселая работа: сколачивают щиты и звезды, тешут планочки для - X. В. На приступке сарая, на солнышке, сидит в полушубке Горкин, рукава у него съежены гармоньей. Называют его - "филенщик", за чистую работу. Он уже не работает, а так, при доме. Отец любит с ним говорить и всегда при себе сажает. Горкин поправляет пасочницы. Я смотрю, как он режет кривым резачком дощечку.
- Домой помирать поеду, кто тебе резать будет? Пока жив, учись. Гляди вот, винограды сейчас пойдут...
Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает "священный крест", иродово копье и лесенку - на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки - X. В. Замирая от радости, я смотрю. Старенькие у него руки, в жилках.
- Учись святому делу. Это голубок, Дух-Свят. Я тебе, погоди, заветную вырежу пасочку. Будешь Горкина поминать. И ложечку тебе вырежу... Станешь щи хлебать - глядишь, и вспомнишь.
Вот и вспомнил. И все-то они ушли...
Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу - доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике...
- Он теперь никак при хресте не может. Спаси Христос... - крестясь, говорит она и крестит корову свечкой. - Христос с тобой, матушка, не бойся... лежи себе.
Корова смотрит задумчиво и жует.
Ходит и Горкин с нами. Берет у кухарки свечку и выжигает крестик над изголовьем в своей каморке. Много там крестиков, с прежних еще годов.
Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки - пришел Христос. И все - для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни - страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями - и ничего, потому что везде Христос.
У Воронина на погребице мнут в широкой кадушке творог. Толстый Воронин и пекаря, засучив руки, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку и проворно вминают в пасочницы. Дают попробовать мне на пальце: ну, как? Кисло, но я из вежливости хвалю. У нас в столовой толкут миндаль, по всему дому слышно. Я помогаю тереть творог на решетке. Золотистые червячки падают на блюдо, - совсем живые! Протирают все, в пять решет: пасох нам надо много. Для нас - самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом - для гостей, парадная, еще "маленькая" пасха, две людям, и еще - бедным родственникам. Для народа, человек на двести, делает Воронин под присмотром Василь-Василича, и плотники помогают делать. Печет Воронин и куличи народу.
Василь-Василич и здесь, и там. Ездит на дрожках к церкви, где Ганька-маляр висит - ладит крестовый щит. Пойду к Плащанице и увижу. На дворе заливают стаканчики. Из амбара носят в больших корзинах шкалики, плошки, лампионы, шары, кубастики - всех цветов. У лужи горит костер, варят в котле заливку. Василь-Василич мешает палкой, кладет огарки и комья сала, которого "мышь не ест". Стаканчики стоят на досках, в гнездышках, рядками, и похожи на разноцветных птичек. Шары и лампионы висят на проволоках. Главная заливка идет в Кремле, где отец с народом. А здесь - пустяки, стаканчиков тысячка, не больше. Я тоже помогаю, - огарки ношу из ящика, кладу фитили на плошки. И до чего красиво! На новых досках, рядочками, пунцовые, зеленые, голубые, золотые, белые с молочком... Покачиваясь, звенят друг в дружку большие стеклянные шары, и солнце пускает зайчики, плющится на бочках, на луже.
Ударяют печально, к Плащанице. Путается во мне и грусть, и радость: Спаситель сейчас умрет... и веселые стаканчики, и миндаль в кармашке, и яйца красить... и запахи ванили и ветчины, которую нынче запекли, и грустная молитва, которую напевает Горкин, - "Иуда нечести-и-вый... си-риб-ром помрачи-и-ися..." Он в новом казакинчике, помазал сапоги дегтем, идет в церковь.
Перед Казанской толпа, на купол смотрят. У креста качается на веревке черненькое, как галка. Это Ганька, отчаянный. Толкнется ногой - и стукнется. Дух захватывает смотреть. Слышу: картуз швырнул! Мушкой летит картуз и шлепает через улицу в аптеку. Василь-Василич кричит:
- Эй, не дури... ты! Стаканчики примай!..
-Дава-ай!.. - орет Ганька, выделывая ногами штуки. Даже и квартальный смотрит.
Подкатывает отец на дрожках.
- Поживей, ребята! В Кремле нехватка... - торопит он и быстро взбирается на кровлю.
Лестница составная, зыбкая. Лезет и Василь-Василич. Он тяжелей отца, и лестница прогибается дугою. Поднимают корзины на веревках. Отец бегает по карнизу, указывает, где ставить кресты на крыльях. Ганька бросает конец веревки, кричит - давай! Ему подвязывают кубастики в плетушке, и он подтягивает к кресту. Сидя в петле перед крестом, он уставляет кубастики. Поблескивает стеклом. Теперь самое трудное: прогнать зажигательную нитку. Спорят: не сделать одной рукой, держаться надо! Ганька привязывает себя к кресту. У меня кружится голова, мне тошно...
- Готовааа!.. Принимай нитку-у!..
Сверкнул от креста комочек. Говорят - видно нитку по куполу! Ганька скользит из петли, ползет по "яблоку" под крестом, ныряет в дырку на куполе. Покачивается пустая петля. Ганька уже на крыше, отец хлопает его по плечу. Ганька вытирает лицо рубахой и быстро спускается на землю. Его окружают, и он показывает бумажку:
- Как трешницы-то охватывают!
Глядит на петлю, которая все качается.
- Это отсюда страшно, а там - как в креслах!
Он очень бледный, идет, пошатываясь.
В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть - это только так: все воскреснут. Я сегодня читал в Евангелии, что гробы отверзлись и многие телеса усопших святых воскресли. И мне хочется стать святым, - навертываются даже слезы. Горкин ведет прикладываться. Плащаница увита розами. Под кисеей, с золотыми херувимами, лежит Спаситель, зеленовато-бледный, с пронзенными руками. Пахнет священно розами.
С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви. По ограде навешены кресты и звезды, блестят стаканчики. Отец и Василь-Василич укатили на дрожках в Кремль, прихватили с собой и Ганьку. Горкин говорит мне, что там лиминация ответственная, будет глядеть сам генерал-и-губернатор Долгоруков. А Ганьку "на отчаянное дело взяли".
У нас пахнет мастикой, пасхой и ветчиной. Полы натерты, но ковров еще не постелили.
Мне дают красить яйца.
Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро... Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все... и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, - все мы встретимся там. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие пуши, которые я видел в поминаньи. Стоит Плащаница в Церкви, одна, горят лампады. О н теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и Василь-Василич, и все наши ребята, - все для Него это! Барки брошены на реке, на якорях, там только по сторожу осталось. И плоты вчера подошли. Скучно им на темной реке, одним. Но и с ними Христос, везде... Кружатся в окне у Егорова яички. Я вижу жирного червячка с черной головкой с бусинками-глазами, с язычком из алого суконца... дрожит в яичке. Большое сахарное яйцо я вижу - и в нем Христос.
Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал - посмотреть, что ни улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые красные "дорожки". В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней - зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым. Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега, - повезли в церковь можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот:
- Ты чего это не спишь, бродишь?..
Это отец. Он только что вернулся.
Я не знаю, что мне сказать: нравится мне ходить в тишине по комнатам и смотреть, и слушать, - другое все! - такое необыкновенное, святое.
Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки. Это он всегда сам: другие не так умеют. Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: "Воскресение Твое Христе Спасе... Ангели поют на небеси..." И я хожу с ним. На Душе у меня р