Тысячи людей в нынешнюю Великую субботу, как и в прежние годы перед православной Пасхой, стали свидетелями схождения благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме
НТВ
Тысячи людей в нынешнюю Великую субботу, как и в прежние годы перед православной Пасхой, стали свидетелями схождения благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Огонь появился в алтаре во время молитвы патриарха Иерусалимского Феофила, сообщает "Интерфакс". В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.

Накануне к храму Гроба Господня с хоругвями направилась торжественная процессия, старшин арабской православной молодежи христианского квартала Старого Иерусалима. Сидя на плечах друг у друга, молодые люди скандируют: "Нет веры, кроме веры православной", "Христос - истинный Бог" и просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.

В ритуальных процессиях участвуют также армянское, коптское и сиро-яковитское духовенство. Каждая из Церквей, которые представляют эти священнослужители, имеют свой придел в храме Гроба Господня, они традиционно приглашают Иерусалимского патриарха к принятию огня, а затем возвращаются к своим пределам.

Торжественная процессия из кафоликона (принадлежащие греческому духовенству части храма) трижды совершает обход вокруг Кувуклии (часовни в центре храма над каменной плитой Гроба Господня), прежде чем патриарх Иерусалимский зайдет в нее и начнется напряженное ожидание появления Благодатного огня.

Двери Кувуклии опечатываются большой восковой печатью в знак того, что ее осмотр закончен, и в ней нет ничего, что позволило бы Иерусалимскому патриарху зажечь огонь обычными средствами. Вскоре после опечатывания кувуклии в храме появились православные арабы с их восторженной реакцией на происходящее. Незадолго до появления патриарха печать с дверей Кувуклии сняли и туда внесли большую лампаду и 33 свечи - по числу лет земной жизни Христа. Затем патриарх зашел внутрь, и наступило ожидание. Присутствующие молились, прося даровать огонь. Молитва продолжалась до тех пор, пока не произошло чудо.

Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. И вот в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.

После схождения огня Иерусалимский патриарх передает его верующим. Паломники умывали благодатным огнем лица и головы. От священного пламени верующие зажгли лампады, чтобы донести огонь до своих домов.

Большие группы верующих традиционно прибывают в эти дни на Святую Землю из стран постсоветского пространства. Россию на церемонии представляла делегация Фонда Андрея Первозванного во главе с его руководителем Владимиром Якуниным и епископом Дмитровским Феофилактом.

Сегодня вечером российская делегация специальным авиарейсом доставит частицу благодатного огня к пасхальному патриаршему богослужению в храм Христа Спасителя. Встреча делегации состоится в 22:30 в аэропорту "Внуково".

В течение Светлой седмицы (первой недели после Пасхи) огонь можно будет получить в офисе Фонда Андрея Первозванного по адресу: ул. Большая Ордынка, д.35 (с 9:00 до 20:00). Для этого нужно приезжать со своими лампадами.

Святыню доставят также в епархиальные центры Русской церкви: в Минск, Ригу, Ташкент, Бишкек, Таллин, Баку, в десятки российских городов, а также в Италию (Милан, Венецию, Верону и Мерано).

Впервые благодатный огонь описал русский монах Даниил, совершивший паломничество на Святую Землю в начале XII века. "И когда минул девятый час и начали петь проходную песнь "Господу поем", тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого", - писал он.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр. Интересно, что мусульмане также признают божественную сущность огня, природа которого до сих пор не объяснена наукой. Они присутствуют в иерусалимском храме Гроба Господня вместе с христианами и уносят частицы Благодатного огня домой.

В то же время, в обществе не утихают споры о том, является ли схождение благодатного огня ежегодным чудом или просто традиционным пасхальным религиозным обрядом Иерусалимской церкви. Так, мощнейшую волну публикаций на эту тему в преддверии Пасхи 2008 года вызвал тот факт, что патриарх Иерусалимский Феофил III в беседе с российскими журналистами о схождении Благодатного огня говорил об этом явлении как о церемонии и не произнес слова "чудо".

По словам председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, физическая природа этого явления, "возможно, нуждается в дополнительном исследовании", и некоторые ученые в наши дни эту природу исследуют и приходят к "очень интересным выводам", свидетельствующим о том, что явление это "необычное, чудесное".

Первый зампредседателя Учебного комитета Русской православной церкви, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов и председатель Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда считают, что схождение огня в храме Гроба Господня ежегодно напоминает о чуде Воскресения Христова, и верующие вольны воспринимать его как знак или как чудо.

"Сошествие Благодатного огня в Иерусалиме, в главном храме всего христианского мира, в том месте, где произошло чудо Воскресения Господа нашего Иисуса Христа - это образ, который восходит к первообразу. Это экстраординарное, сверхъестественное или близкое к сверхъестественному событие, которое имеет значение не само по себе, а как напоминание того, что Господь воскрес, и преодолеваются законы природы", - отмечал Максим Козлов.

Он назвал доброй установившуюся в последние годы традицию принесения Благодатного огня в храмы России.

"Чудо, в отличие от научных выводов, не обладает насильственным характером. Человек всегда волен принимать что-то как действия Бога, либо не принимать. Для меня как раз существующие сомнения в том, что там происходит в храме Гроба Господня, и есть еще одно подтверждение подлинности чуда, потому что чудо всегда свободно. Ты всегда свободно принимаешь это или не принимаешь", - считает глава Информотдела РПЦ Владимир Легойда.