Кровь настоятеля общины пролилась во время вечернего богослужения, когда тишина заполняет церковь Примирения, когда замолкают звуки молитвенного пения. Свидетелями драмы стали сотни юношей и девушек, сидевшие кольцом вокруг братьев в белом, склонивших колени перед целым лесом икон и свечей. Именно в этот час вечернего покоя, в час молитвы и псалмопения, свершилось бессмысленное насилие: душевнобольная женщина ударом ножа прервала жизнь девяностолетнего брата Роже Шютца, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на Le Monde.
В это самое время, 16 августа, в 21:30, брат Алоис находился в церкви св. Агнессы в Кёльне, куда он приехал для участия в Международном дне молодежи. Узнав о кончине основателя и настоятеля Тэзе, он тотчас отправился в путь и рано утром был уже в Бургундии. В 8:15, во время утреннего богослужения, без единого слова он сел на молитвенную скамейку брата Роже. Маленькие дети, как ни в чем не бывало, уселись вокруг. Он первым запел псалом. В конце службы он поцеловал каждого из братии. Вот и все. Так прошла смена власти. Никакого конклава, никаких дискуссий, никакой интронизации.
Алоис Лёзер, 51-летний немец, стал настоятелем Тэзе, преемником Божьего человека Роже Шютца, основателя ордена, образа сближения разделенных Церквей, духовидца нашего времени, друга пап и молодежи. Все произошло в высшей степени спокойно и мягко. В полную противоположность его смерти.
Брат Алоис - один из детей Тэзе, ребенок, пошедший по стопам отца, как говорят в театральной среде. Он впервые приехал сюда в 16 лет и изучал французский по псалмам. "Я открыл в Тэзе простоту молитвенного пения", - говорит он. В двадцать лет он вступает в братию, в двадцать четыре - принимает вечные обеты. "Присутствие Бога здесь настолько очевидно, что ощущается повсюду. Я чувствовал, как оно наполняло меня".
В том же 1978 году Алоис Лёзер отправился с Роже Шютцем в Найроби (Кения), где они жили в городских трущобах, а затем в Йоханнесбург (ЮАР), куда настоятеля Тэзе позвал архиепископом Дезмонд Туту, чтобы он сказал свое слово против апартеида. Именно тогда Роже назвал Алоиса своим преемником. Двадцать лет это сохранялось в тайне. И только в 1998-м, во время ежегодного совета общины, он попросил сотню своих братьев вскрыть то секретное письмо, которое следовало прочитать только после его смерти. Так он раскрыл имя Алоиса.
Почему брат Роже так рано выбрал своего преемника - двадцатичетырехлетнего юношу, единственной заслугой которого было в то время, пожалуй, его происхождение из семьи эмигрантов (родители Алоиса до войны жили в чешских Судетах)? Почему этот выбор остался неизменным? Объяснить это невозможно - можно лишь отнести его к области мистического предвидения. Вспоминается библейский рассказ, когда Господь выбрал в преемники Саулу самого смиренного из двенадцати сынов Иессея, сотворив из него великого Давида.
Тэзе многих раздражает. Еще бы - эта манера, с самого момента основания общины в 1940 году, делать всё не так, как остальные. Передать власть без какого бы то ни было драматизма в момент тяжелейшей драмы: Эта внутренняя уверенность братьев, порождающая постоянную улыбку на устах, уверенность, не имеющая ничего общего с высокомерием. Эта манера скрывать даже свою конфессиональную принадлежность, не обращать внимания на игры власти и честолюбия, руководствуясь такими понятиями, как доверие, добро, простота, верность. Наконец этот способ выражать свою веру, которая в течение последних шестидесяти лет пережила все моды, прошла через все поколения и по-прежнему привлекает молодых людей со всего мира, приезжающих сюда в поисках смысла или утешения, помощи или любви:
Быть может, здесь и надо искать объяснение призванию Алоиса Лёзера - столь раннему и столь загадочному? Этот человек - скала, он символизирует полную спокойствия силу Тэзе, эту превосходящую всякое человеческое понимание уверенность в том, что тебя ведет по жизни Другой. "Дать Богу делать Свое дело. Верить, что Он присутствует в истории человечества точно так же, как в истории нашей общины". Попробуйте выведать у него подробности его личной жизни, и он скроется за своей широкой и доброй улыбкой. Он поступит так не от застенчивости и не для того, чтобы напомнить вам о неприкосновенности частной жизни. Просто всё это не имеет никакого значения в том месте, где три раза в день, во время богослужения, происходит встреча с Богом.
Мы узнаем только, что Алоис Лёзер был воспитан в католичестве и что он из поколения Тэзе 70-х годов. Брат Рожэ умел "лепить" людей. Брат Алоис вспоминает, как он отправил его одного в Прагу на встречу с катакомбными христианами. Ему было тогда всего девятнадцать, и Восток казался ему другим континентом. Потом была Северная Ирландия, Африка, Рим, где он, будучи еще совсем юн, открыл смирение ПавлаVI.
Сколько же у него было этапов посвящения. Ведь раньше все его знания о протестантизме ограничивались церковью в Штутгарте, возле которой располагался его лицей и порог которой он никогда бы не осмелился переступить. В Швеции он открыл для себя великие традиции лютеранства. Тэзе хочет оставаться своего рода образом предвосхищения единства Церквей. "Но если рассматривать экуменизм как самоцель, можно упустить из виду истинную цель - совместную встречу со Христом, - предостерегает Алоис. - А здесь мы переживаем эту встречу три раза в день во время богослужений".
Брат Алоис принимал участие во всех встречах молодежи, которые община Тэзе устраивала по всему миру. При этом он увлеченно читал латинских и греческих Отцов - Иринея, Оригена - из творений которых понял, что церковное предание неотделимо от современности. Потом были Анри де Любак и протестант Дитрих Бонхёффер, казненный фашистами в 1945 году. У них он научился непокорности и верности Слову Христову. А еще Алоис - настоящий фанат футбола и классической гитары. Нарсисо Епес - близкий друг Тэзе - подарил ему свою гитару. Алоис Лёзер - один из авторов песен общины, которые сегодня поют во всем мире.
Из окна комнаты брата Роже, в которой ничего не меняли, - книга кардинала Мартини около кровати, разбросанные письма Иоанна ХХШ и матери Терезы и еще пятнадцать тысяч писем, полученных уже после его смерти, - открываются луга, освещенные солнцем и воспоминаниями о великом духовном прошлом Франции. Клюни, Сито - ведь они так близко отсюда. Жизнь в Тэзе продолжается. Наследие в надежных руках. Сирота простил убийце своего отца по слову Христа: "Прости ей, ибо не ведает, что сотворила". В нем нет ни ропота ни страха, и в минуты отдыха он вспоминает слова Того, кем он живет: "Не заботьтесь о завтрашнем дне!"
Алоис Лёзер. Биография
1954. Рождение в Нёрдлингене, близ Аугсбурга (Германия)1974. Вступление в братию Тэзе (Департамент Сона и Луара).1978. Принесение вечных обетов 6 августа, в день смерти Папы Павла VI.2005. Убийство брата Рожэ и вступление в права настоятеля.