Moscow-Live.ru

Православные верующие встречают 4 декабря один из двенадцати главных праздников церковного календаря - Введение во храм Пресвятой Богородицы, установленный в честь чудесного призвания трехлетней Девы Марии на служение Богу.

В канун праздника Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, сообщает портал "Патриархия.ru". А сегодня предстоятель РПЦ вместе с главой Православной церкви в Америке Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном, прибывшим с визитом в пределы РПЦ, возглавил торжественное богослужение в Успенском соборе Московского Кремля.

Для Русской церкви день праздника Введения имеет еще и особое значение. 96 лет назад - 4 декабря 1917 года, на Всероссийском поместном соборе было принято судьбоносное событие - восстановление патриаршества. Главой Церкви был избран патриарх Тихон (Белавин). Восстановление патриаршества после более чем 200-летнего перерыва позволило сохранить русское православие, даже несмотря на жестокие гонения атеистической власти.

Обычно патриарх Кирилл после утренней литургии в день праздника совершает молебен в Донском монастыре у мощей патриарха Тихона, прославленного в 1989 году в лике новомучеников и исповедников российских.

В основе праздника Введения лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм. Согласно этому преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны, но, получив свыше обетование о рождении ребенка, они решили посвятить его Богу. Это соответствовало общепринятой иудейской традиции посвящать Богу первенцев, которые отдавались в Иерусалимский храм и воспитывались там до зрелого возраста.

Посвящение Богу состояло во введении посвящаемого в храм, где совершался обряд, предписанный Законом. Введение Девы Марии во храм было совершено в торжественной обстановке, когда ей исполнилось три года. Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив дочь на первую ступень храма, Анна сказала: "Иди к Тому, кто даровал мне тебя". Без всякой посторонней помощи девочка поднялась по высоким ступеням храма и была принята первосвященником, который ввел ее даже во "Святая Святых".

Для христиан имеет большое значение не только событие, воспоминаемое в этот праздник, но и пример, который подали родители будущей Богородицы, приобщив свою дочь к Богу с самого раннего детства. Тем самым они указали ей истинный путь в жизни, который привел ее впоследствии к тому, что именно Мария была избрана Богом для совершения замысла о спасении человечества в качестве земной Матери Иисуса Христа.

Рассматривая поступок Иоакима и Анны как пример для подражания, Церковь призывает верующих воспитывать своих детей уже с раннего возраста в духе христианских ценностей и добродетелей. Для этого в день праздника верующих призывают приводить своих детей в храм Божий.

Упоминания о праздновании Введения во храм Пресвятой Богородицы встречаются уже в первые века христианства в преданиях палестинских христиан. В них говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь этого великого события. Упоминания о празднике есть и в трудах святителя IV века Григория Нисского. В VII веке праздник был включен в церковный календарь.

Как всегда в жизнь простого народа праздник вносил какие-то свои обычаи и традиции. Как рассказывает Изабелла Шангина - автор книги "Русский народ. Будни и праздники", в русской деревне Введение особо праздновалось только в тех местах, где оно было престольным праздником. Жители остальных деревень ходили в этот день в церковь на праздничное богослужение.

В народном календаре этот день считался днем вступления (введения) в свои права зимы и холодов. В Симбирской губернии пели такую детскую песенку:

Введение пришло,
Зиму в хату завело,
В сани коней запрягло,
В путь-дорожку вывело,
Лед на речке вымело,
С берегом связало,
К земле приковало,
Снег заледенило,
Малых ребят,
Красных девчат
На салазки усадило,
На ледянке с горы покатило.

По обычаю, в этот день крестьяне заменяли телеги на сани и совершали пробные выезды по замерзшим, покрытым снегом дорогам.

Во многих русских деревнях в день Введения во храм Пресвятой Богородицы принято было устраивать так называемые смотры молодоженов. Молодые люди, вступившие в брак осенью, между днем Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября по новому стилю) и Филипповым днем (27 ноября по новому стилю), торжественно проезжали в санях по своей деревне и окрестным селам. Молодуха и молодой, одетые в самые нарядные шубы и меховые шапки, сидели в санях, запряженных парой выездных жеребцов. За санями молодоженов ехали несколько саней с провожатыми - молодыми женатыми родственниками. Сани быстро летели по дороге, звеня колокольчиками. Посмотреть на молодых высыпала вся деревня. Свекор и свекровь, провожая молодоженов на первое катание, просили провожатых "уберечь княгинюшку от всякой беды".

Такие катания представляли собой своеобразный смотр молодых, аналогичный тому, который проводился на масленице. Введенский показ молодоженов утверждал торжество жизни и любви в период зимнего омертвения природы.

С праздником Введения было связано и много других поверий. Их описывает украинский этнограф Олекса Воропай, рассказы которого приводила в свое время газета "Киевская правда". Например, кто в этот день утром первый придет в дом, тот будет первым "полазником", который принесет в дом счастье или неудачу. Если первым войдет молодой, красивый, здоровый человек, а к тому же с деньгами - хороший признак. А если старый, больной или старуха, или когда кто-то придет чего-то занимать - это злой знак. Поэтому в этот день, так же, как и на Рождество и Пасху, старым людям, а особенно женщинам, не стоило ходить по соседям. Также в этот день ничего не одалживали, чтобы "не пропало хозяйство".

Считалось, что от Введения и до Благовещения нельзя копать землю - потому что "она отдыхает и на лето силы набирает". Также наши предки "От Введения и до девятого четверга после Рождества не били вальком белье, потому что верили, что это повредит ниве и приведет летом бурю на поля". "Конопля" также нужно было потереть до Введения, а тот, кто их тер после этого праздника, навлек бурю на поля, а на себя - пренебрежение людей.

В восточных районах Украины еще недавно сохранялся обычай среди девушек святить воду в ночь на Введение. Ее считали приворотной, если напоить парня. Для этого воду набирали в таком месте, где сходятся три ручья и сливаются в одно русло. Набрав воды в кувшин, зажигали свечу, освященную на Иордане и приговаривали: "Водичко - Йорданичко! Ласкаешь луга-берега и белые коренья - освятися в спасительную волну на мою надежду". После этого девушка бросала в воду какую-то жертву, как правило, кольцо, и гасила свечу в воде, предварительно перекрестив кувшин. И тогда уже вода считалась освященной и годилась для заговоров и ворожбы.

В некоторых регионах замужние женщины в полночь садились обнаженные на пороге в сенях двери и пряли самосевные конопли, чтобы "пряжа пошла на руку".

На Подолье утром на Введение женщины осыпали своих коров семенами конопли и смазывали маслом вымя, чтобы давали много молока. В некоторых селах окуривали коров ароматным зельем, приговаривая различные заклинания, чтобы никто не отобрал "живности".

О празднике Введение в народе говорили "Введение придет, праздников наведет" , потому что после Введения поступали популярные в народе праздники Екатерины, Андрея, Варвары, Саввы, Николая, Анны и, наконец, Рождество, Новый год и Крещение.

А Введенские пословицы раскрывали стремление земледельца заглянуть в будущий новый год и предусмотреть, какой будет следующая зима и как она повлияет на урожай: "Как Введение мосте мостки, а Николай забивать гвозди, то лютая зима будет", "Как ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома", "Сколько на Введение воды, столько на Юрия травы".