Президент России Дмитрий Медведев хочет изменить представления иностранных инвесторов о риске и прибыли в России, но учитывая недавнюю историю страны, это непростое дело, приводит InoPressa.ru мнение бизнес-консультанта Питера Коэна, опубликованное в блоге на сайте Forbes.
Для России добиться этих изменений - приоритетная задача, считает и Мэттью Мюррей, глава Center for Business Ethics and Corporate Governance. Мюррей учредил CBE при поддержке американских и российских крупных бизнесменов в 2000 году. Тогда многие считали, что приватизация автоматически породит уважение к праву собственности. Но Мюррей и соучредители организации полагали, что вначале следует создать независимые институты.
В книге "Рост капитала" Коэн и его соавтор Шрини Ранган пришли к выводу: приток капитала выше в странах, где лучше развита "экосистема предпринимательства" - корпоративное управление, финансовые рынки, людские ресурсы и защита интеллектуальной собственности. По разработанному ими индексу "гостеприимства для капитала" Россия получила 38 очков из 100, а США - 82.
Автор объясняет, почему у России такой низкий рейтинг. Мюррей рассказывает, какие меры принимает Медведев для уменьшения долей государства в госкомпаниях.
Коэн считает, что финансовые рынки в России слабы из-за низких котировок, отсутствия рынка для IPO, слабой транспарентности, отсутствия долгосрочных акционеров и ограниченной глубины рынков.
Мюррей замечает, что при Медведеве Россия принимает меры для усиления своего регулятора и создания глобального финансового центра.
Людские ресурсы: "отличный технический уровень, уровень образования, расценки на оплату труда, но есть и минус - менее развитые организационные умения", - оценивает Коэн. Мюррей в ответ упомянул Сколково.
Соблюдение прав интеллектуальной собственности на низком уровне ввиду слабых законов и слабого принуждения к их выполнению. Но Россия надеется вступить в ВТО и для этого совершенствует данные законы.
Мюррей полагает, что для создания взаимного доверия инвесторов и их российских партнеров нужно осуществить три инициативы Медведева:
- создать новый механизм, который позволит физическим лицам и компаниям подавать в суд непосредственно на государственные органы, прибегающие к коррупции;
- сократить размер и роли госпредприятий;
- "обуздать суровую руку" государства, регулирующего экономику, в том числе отказаться от практики вмешательства правоохранительных органов в коммерческие споры.
Как пишет автор, если Медведев претворит слова в перемены, то ему удастся создать в России новую экосистему предпринимательства, куда потекут инвестиции из США и других стран.