Вести

Учитывая историю российской приватизации, размещение акций "Роснефти" за рубежом повредит имиджу глобализации, считает корреспондент британского еженедельника Observer Фрэнк Кейн.

"Прежде чем "Роснефть" начнет зарабатывать миллиарды на лондонском рынке, продавая нам кусок российской истории, она должна хотя бы получить возможность привести в порядок свой послужной список. Ее будущие консультанты должны настоять на обнародовании всех подробностей ее византийской корпоративной предыстории, прежде чем здесь будут размещены ее ценные бумаги. Если этого не сделать, на репутации глобализации появятся новые пятна", - опасается Кейн. (Перевод на сайте Inopressa.Ru.)

"Мне всегда казались верхом наивности выступления против глобальной торговли. В наше время ни одна страна не может позволить себе уйти с международного рынка. Возможно, действительно, правила нуждаются в совершенствовании, а Всемирная торговая организация и власти "богатых" стран обязаны обеспечить, чтобы международная торговля была максимально справедливой и свободной, но я считаю почти непреложной истиной то, что глобальная торговля и коммерция – это благо и их надо энергично проводить в жизнь.

Но... когда на прошлой неделе я узнал, что российская государственная нефтяная компания "Роснефть" планирует в будущем году одновременное размещение акций в Москве и Лондоне, сопровождая его попыткой привлечь 6 млрд долларов через сложный финансовый механизм, получивший название глобальных депозитарных расписок (GDR), первое, что пришло мне в голову, была мысль: это заводит глобализацию слишком далеко", - пишет он.

Через полтора десятилетия после возрождения капитализма в России было бы наивно ожидать, что на рынок придут компании с биографиями "голубых фишек". Но избранный "Роснефтью" метод GDR позволяет обойти обременительные стандарты корпоративного управления и аудита, которых требует Лондонская биржа, отмечает Observer.

Вспоминая историю этой компании, Кейн подчеркивает, что "Роснефть" возникла из хаоса государственных активов в российском энергетическом секторе после крушения коммунизма в 1991 году. "Это были суровые времена, когда каждый отвоевывал контроль над сырьевыми ресурсами бывшего СССР. Люди сколачивали и теряли состояния в мгновение ока, а жестокость методов ведения бизнеса была характерной для "дикого Востока". Из этого индустриального хаоса возникла "Роснефть". Она возглавила дальнейшую консолидацию российского энергетического сектора, купив кусок "Газпрома" стоимостью 7 млрд долларов и в 2003 году совершив спорную сделку по поглощению нефтяной компании "Северная нефть", - напоминает Observer.

В прошлом году "Роснефть" подтвердила свой статус фаворита Владимира Путина, когда ей разрешили купить активы нефтяной группы ЮКОС, которой ранее владел и руководил Михаил Ходорковский. Сейчас он находится в сибирском лагере, отбывая срок за мошенничество, хотя многие подозревают, что его реальным преступлением была оппозиция Путину. Это делает биографию "Роснефти" еще более отталкивающей.