Глава Минпроэнерго РФ Виктор Христенко дал большое интервью журналу "Профиль"
RTV International
Глава Минпроэнерго РФ Виктор Христенко дал большое интервью журналу "Профиль", в котором рассказал о своем визите в США, грядущем акционировании "Роснефти" и Объединенной авиастроительной корпорации, а также о сложном вопросе строительства восточного трубопровода в Китай и Японию.

Говоря о своей поездке в США и встрече с президентом Джорджем Бушем, Христенко заявил: "В ней принимали участие 14 представителей России, из которых только ваш покорный слуга не является бизнесменом... Несколько российских компаний вложили за последнее время в американскую экономику свыше 1 млрд долларов. Поэтому речь шла не только о текущем торговом сотрудничестве. В основном все были сориентированы на обсуждение инвестиционных проектов... Если это отток капитала, то я - за такой отток. Потому что он свидетельствует о расширении горизонтов успешного бизнеса, о его зрелости и готовности завоевывать новые рынки".

Христенко дал понять, что государство будет поддерживать такие усилия, в том числе, и с помощью консолидации активов. "Этот процесс - объективный. Он не будет затрагивать все сектора экономики. Не надо консолидировать производство мороженого или продажу открыток. Речь идет о консолидации в тех секторах, где российским компаниям приходится конкурировать на глобальных рынках, - это авиастроение, автомобилестроение, металлургия, нефтегазовая отрасль".

"То, что процесс консолидации проходит с участием госкомпаний, тоже фактор объективный, - подчеркнул министр. - У государства еще достаточно много активов в экономике. Вопрос, как с этими активами расставаться - по дешевке продавая раздробленные предприятия? Или как, например, в случае с "Роснефтью" либо Объединенной авиастроительной корпорацией - формировать крупные корпорации с последующим выводом на IPO".

Говоря о первичном размещении акций ОАК Христенко подчеркнул: "Считаю, что это нормальный ориентир для любой современной компании. То же самое можно рассматривать как задачу, например, для "КамАЗа". В настоящее время подготовлен обновленный пакет документов - проект указа президента, постановление правительства, федеральный закон о формировании ОАК. "Он представлен в правительство, сейчас мы внесем технические изменения и отправим его на согласование в администрацию президента. Президент держит этот вопрос на контроле, и в ближайшее время все документы будут утверждены", - сообщил глава Минпромэнерго.

Что касается "Роснефти", то Христенко не исключил, что неконтрольный пакет акций может быть продан стратегическму инвестору. "Никогда не говори "никогда". Прямые сделки со стратегическими инвесторами вполне возможны", - сказал он. Сроки IPO пока не утверждены: "Решение станет принимать собственник - государство. Пока нет принятого советом директоров "Роснефти" графика прохождения всех процедур, о сроках можно говорить лишь в виде предположений. Я думаю, это произойдет в течение следующего года".

О строительстве восточного трубопровода и конкуренции Китая и Японии за российскую нефть Христенко высказался довольно туманно. "Восточный проект означает выход на тихоокеанское побережье. В этом его смысл, это - диверсификация направлений поставок. Реализация этого проекта не может быть проведена в один прием, поскольку связана с освоением неразработанных ресурсов Восточной Сибири... Первый этап определен как строительство нефтепровода от Тайшета до Сковородино и терминала на тихоокеанском побережье. При этом возможно ответвление нефтепровода от Сковородино на Китай".

По данным чиновника, общая мощность нефтепровода определена в 80 млн тонн, из которых 30 млн тонн может уйти в КНР. Сейчас идет обоснование инвестиций китайского ответвления ВСТО. "Эта работа займет некоторое время, после чего можно будет говорить о принятии решения вместе с китайскими партнерами", - сказал он. Но даже на первом этапе "вся нефть в Китай не пойдет", заверил он. "Я с японскими коллегами общался достаточно много и пытался их убедить в том, что мы не делаем византийских тайных ходов. Это прагматичный и понятный проект. Вопрос, куда вначале пойдет труба, это ложная дилемма. Она вызывает у меня искреннее непонимание", - заявил министр.