Спикер Госдумы Борис Грызлов пообещал Владимиру Путину, что Госдума в ходе осенней сессии примет закон о конкуренции и внесет поправки в закон о госрегулировании оборота спирта и алкогольной продукции.
"Закон о конкуренции даст возможность поставить преграды сговору монополистов, в том числе на рынке производства и реализации электроэнергии. Мы примем его в кратчайшие сроки", - сказал Грызлов в ходе встречи президента с членами правительства и рядом руководителей Госдумы.
В свою очередь, в закон о госрегулировании оборота алкогольной продукции, который уже принят Госдумой, планируется в случае его подписания президентом внести поправки, сказал Грызлов.
"Таким образом, к концу года мы сможем выйти на ситуацию, когда рынок алкоголя будет полностью прозрачным, а госрегулирование его усилится", - сказал спикер Госдумы.
Со своей стороны, вице-премьер РФ Александр Жуков подчеркнул, что это "даст возможность на практике бороться с монополиями, не допустить необоснованного повышения цен", сообщает "Интерфакс".
"Хотя закон и непростой, нам хотелось бы, чтобы он был принят в осеннюю сессию", - сказал вице-премьер.
Ранее Владимир Путин на заседании Госсовета высказал мнение, что существующая система контроля алкогольной продукции не работает, потому что "слишком коррумпирована".
"Один из наиболее важных вопросов - контроль за качеством алкоголя, но дело только в том, что при существующей сегодня системе (от некачественной продукции) гибнет 40 тысяч человек", - заявил президент в ответ на предложение губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко вернуть в регионы функции контроля за качеством алкоголя.
40 тысяч погибших, по мнению президента, означает, что система неэффективна. "Если речь идет о региональных марках, пачками ходят, продают и покупают все эти марки. Не работает это эффективно, к сожалению", - сказал президент РФ.
"Самым лучшим образом мы бы решили проблему, если бы добились от правительства решения, практически переходящего к монополии государства на спирт, - заявил Путин. - Есть разные варианты решения, отработанные в странах с рыночной экономикой и не противоречащие рыночным принципам".
Президент заметил, что "правительство также с этим согласно, соответствующие руководители обещали двигаться к этому вопросу как можно быстрее и поэтапно".
Эксперты относятся к президентской идее неоднозначно. По мнению главы комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова, президент, скорее всего, имел в виду не 100% монополию на производство и оборот, а лишь жесткий учет спирта, чтобы на рынке не появлялась некачественная продукция.
При такой системе, полагает депутат, единая госкомпания будет принимать сырье, учитывать и контролировать поставщиков и производителей: "Зная, сколько выпущено спирта, она сможет прогнозировать, сколько может быть выпущено водки, тем самым, отсекая теневой продукт. Это будет единая государственная информационная система по рынку алкоголя".
А газета Die Welt высказала мнение, что Владимир Путин хочет снова ввести государственную монополию на производство алкогольной продукции, потерянную в 1992 году президентом Борисом Ельциным. Она существовала на протяжении многих веков, еще во времена царей, напоминает издание.
СПРАВКА. В 2004 году было произведено около 75 млн декалитров спирта. Объем налоговых поступлений от спиртовых предприятий составил 7,5 млрд рублей. Больше половины мощностей по производству спирта (они оцениваются в 150 млн декалитров) находится под контролем государства в лице ФГУП "Росспиртпром". Остальные принадлежат частным предприятиям, как правило, аффилированным с ликероводочными холдингами.
Из истории государственного контроля над оборотом спиртного
В России первые попытки жесткого госконтроля над производством и продажей крепкого спиртного начались еще в конце XV века, когда Иван III закрепил за собой это право. Госмонополия на водку в том или ином виде действовала в течение нескольких веков. Обычной формой был запрет на продажу спиртного вне "царевых кабаков", и легальную водку можно было купить лишь у официальных целовальников, плативших солидные налоги казне. Тем не менее, считается, что, несмотря на строгие кары, которые грозили тем, кто продает алкоголь "из-под полы", в России всегда существовало незаконное самогоноварение.
Наиболее последовательная попытка установить госмонополию произошла в XIX-XX веках. В течение позапрошлого столетия в России постепенно вводилась то скупка государством производимой водки и продажи ее в казенных магазинах, то система акцизных сборов. К концу XIX века, при Александре III, восторжествовала система полной монополии: спирт и водку делали на казенных заводах и продавали лишь через торговые точки, принадлежавшие государству. Окончательно структура госмонополии сформировалась к 1902 году и начала приносить бюджету знаменитые водочные сверхдоходы. Можно считать, что эта жесткая структура без особых изменений существовала и в СССР и была ликвидирована лишь в 1992 году.
В мире последние годы госмонополия существовала лишь в некоторых штатах США и странах Скандинавского полуострова. В Америке обычно ограничения действуют на продажу спиртного: в штатах, где действует монополия, алкоголь можно продавать лишь в немногочисленных магазинах, имеющих лицензию. В Швеции, Норвегии и Финляндии в целях охраны здоровья населения спиртное делалось только на государственных заводах, продавали его в казенных магазинах по завышенным ценам. В 1994 году ЕС потребовал в течение десяти лет отменить часть ограничений. В результате Финляндия вынуждена была в 2003 году отменить запрет на импорт спиртного.