Пензенский областной суд вторично признал невиновными четырех стражей порядка, которых подозревали в жестоких истязаниях задержанных, сообщает официальный сайт ведомства. При этом садисты в погонах якобы использовали саблю, строительную каску и биту.
Суд пришел к выводу, что сторона обвинения "не представила объективных и достоверных доказательств того, чтосотрудники полиции действовали незаконно". В итоге подсудимых оправдали. Вынесенный приговор вступил в законную силу в среду, передает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу облсуда.
"В ходе судебного заседания подсудимые свою вину в совершениипреступлений не признали, пояснив, что потерпевшие и их родственникиоговорили подсудимых из-за своей прямой заинтересованности в исходедела, чтобы опорочить сотрудников милиции, оказывая противодействиесотрудникам милиции в раскрытии преступления", - добавили в суде.
По утверждению полицейских, именно из-за возбужденияв отношении них уголовного дела разбойное нападение осталосьнераскрытым.
В суде также подчеркнули, что российская Фемида детально изучила все материалыуголовного дела, результаты комплексной комиссионной судебно-медицинскойэкспертизы и дала оценку всем доказательствам.
"К показаниям потерпевших и свидетелей стороны обвинения судотнесся критически и не принял их во внимание, поскольку указанные лицабыли явно заинтересованы в исходе дела и дали такие показания с цельюизбежать возможной уголовной ответственности за соучастие в разбойномнападении и вымогательство", - отметили в облсуде.
Кроме того, в собранных материалах обнаружились нестыковки. "Показания указанных лиц являютсяпротиворечивыми, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела иопровергаются совокупностью других доказательств, не доверять которым усуда не имелось оснований", - добавили в суде.
За оправданными признано право на реабилитацию и обращение в Ленинский районный суд Пензы с требованием возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
В процессе судебного разбирательства по уголовному делу были исследованы материалы дела в 34 томах, допрошены около 60 свидетелей, назначен и проведен ряд судебно-медицинских экспертиз.
Дело "развалилось" после четырех лет следствия
Как явствует из материалов дела, рассмотренного первоначально судьей Ленинского райсуда Пензы Владимиром Симоновым, четверо сотрудников ОРЧ-2 областного УВД жестоко издевались над задержанным крупным инженером. Интеллигентного мужчину с высшим образованием избивали битой и саблей, а также подвергли сексуальному унижению с помощью дубинки. Стражи порядка грозились изнасиловать потерпевшего и выложить кадры надругательства в интернете. Другому потерпевшему пришлось еще хуже, так как свои угрозы сотрудники МВД привели в исполнение.
Со слов высокопоставленного инженера Ильина, ставшего потерпевшим, в одном из эпизодов жертва была изнасилована милиционерами. Однако ему самому повезло, так как стражи порядка ограничились "сексуальными играми", а до полноценного надругательства дело не дошло.
Согласно обвинительному заключению, 23 августа 2009 года оперативники Алексей Крыскин, Рустам Хабибулин, Роман Архипов и Сергей Стариков избивали Ильина, используя при этом саблю, бейсбольную биту и строительную каску.
Затем, "продолжая унижать потерпевшего, (милиционеры) совместно схватили его под руки, положили лицом вниз на поставленные рядом стулья и стянули с него брюки и трусы". Один из сотрудников МВД "взял резиновую палку, надел на нее презерватив и стал водить дубинкой по ягодицам" задержанного. При этом милиционер высказывал намерение ввести дубинку в задний проход потерпевшему и снять данное действие на видеокамеру для дальнейшей публичной демонстрации в сети Интернет. Таким образом, сотрудники милиции пытались выбить из Ильина признательные показания по делу о разбойном нападении.
"В результате потерпевшему было причинено не менее 17 травм, в том числе закрытая черепно-мозговая травма, с расстройствами функций слухового, вестибулярного и зрительного анализаторов, которые квалифицируются как вред здоровью средней тяжести", - отмечают следователи.
Расследование этого преступления об изощренных пытках длилось несколько лет, причем подследственные даже не были арестованы и пытались запугать потерпевшего. "Находясь под подпиской о невыезде, милиционеры оказывают на моего сына как на потерпевшего всяческое психологическое давление с целью отказа сына от обвинения", - рассказывал правозащитникам отец пострадавшего. По его словам, 16 августа 2010 года стражи порядка сфабриковали в отношении его сына уголовное дело, обвинив его в хулиганстве для дальнейшего шантажа.
В августе 2010 года, когда сотрудникам ОРЧ N2 предъявили обвинения по трем эпизодам превышения должностных полномочий с применением насилия, милиционеры "активизировались". "С их стороны постоянно поступали и поступают угрозы о том, что любыми способами они упекут моего сына в тюрьму. И коль он не откажется от обвинения в отношении них, то в тюрьме ему будет тяжко", - говорил ранее отец потерпевшего. Со слов мужчины, его сын окончил в Пензе с медалью эстетическую гимназию. Во время обучения в вузе Ильин участвовал в научно-практических конференциях, занимался научной деятельностью, приступил к работе на кафедре инженером и в итоге окончил академию с дипломом с отличием. После этого молодой ученый продолжил обучение в аспирантуре, сдал экзамены кандидатского минимума и преподавал несколько дисциплин. Последние годы Ильин работал инженером в должности руководителя группы телемеханики на крупном предприятии.
Добавим, что поводом для задержания Ильина послужило обращение одного из граждан, поступившее в ОВД по Первомайскому району Пензы 20 апреля 2009 года. Мужчина утверждал, что был избит неизвестными на территории рынка "Сурский". Преступники также выстрелили в потерпевшего из травматического пистолета "Оса" и повредили его автомобиль.
По данному сообщению возбудили уголовное дело, а розыском нападавших занялись сотрудники 1-го отделения (по борьбе с бандитизмом и незаконным оборотом оружия) 1-го отдела (по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности) оперативно-разыскной части N2 по линии уголовного розыска (по борьбе с организованной преступностью) УВД по Пензенской области.
В ходе оперативных мероприятий и была получена информация о причастности к совершенным преступлениям преподавателя Ильина.
Далее, по версии следователей, сотрудники оперативно-разыскной части Алексей Крыскин, Рустам Хабибулин, Роман Архипов и Сергей Стариков "вступили в преступный сговор, направленный на получение информации по обстоятельствам разбойного нападения". 24 августа 2009 года банда стражей порядка "незаконно задержала Ильина, а потом доставила его в ОРЧ N2 УВД по Пензенской области".
В ходе расследования выявлены и другие эпизоды преступной деятельности предполагаемых садистов в погонах.
22 сентября 2009 года в ОРЧ N2 УУР УВД по Пензенской области поступило заявление от гражданина К., который просил привлечь к уголовной ответственности троих неизвестных мужчин, которые в период с июля по сентябрь 2009 года в его парикмахерской вымогали у него денежные средства в сумме 1000 рублей за предоставление "криминальной крыши".
В ходе проведения оперативных мероприятий сотрудники полиции Крыскин, Хабибулин и Стариков получили информацию, что рэкетирами являются братья П.
Согласно обвинительному заключению, 29 сентября 2009 года милиционеры незаконно задержали подозреваемых и, снова применив насилие, выбили признательные показания с использованием спецсредств. В результате одному из братьев были причинены телесные повреждения "в виде множественных кровоподтеков, которые образовались от не менее 9 травматических воздействий".
Задержанным позднее милиционерам инкриминировали п."а, б" ч.3 ст.286 (превышение служебных полномочий с применением насилия или специальныхсредств) УК РФ. Стражи порядка Крыскин и Хабибулин обвинялись в совершении трех преступлений, Стариков - в совершении двух из них, Архипов подозревался в одном эпизоде.
Отметим, что, вынося последнее решение по этому громкому делу, судебная коллегия обосновала его статьей 49 Конституции РФ, согласно которой обвиняемый "не обязан доказывать свою невиновность". При этом российская Фемида фактически отказала в презумпции невиновности образованному инженеру и преподавателю, заподозрив его в стремлении опорочить сотрудников правоохранительных органов с целью сокрытия преступления. А основанием для этих выводов стали противоречия в показаниях.