Едва ли не самые распространенные вопросы последних дней - почему падает доллар, и долго ли это безобразие будет продолжаться. Задают их, как правило, те, кто отстоял очередь в обменный пункт, стал счастливым обладателем долларов (дают по тысяче в руки, за мной просили не занимать) по 28-50, а не по 29, как на соседней улице. Сегодня, когда доллары продают свободно, эти люди еще не чувствуют себя обманутыми, но уже ощущают смутное беспокойство.
Ответить этим людям нечего, кроме того, что российский ЦБ держит курс рубля к бивалютной корзине, и может удерживать сколь угодно долго, о чем честно всех предупреждал. Поэтому на вопрос, когда вырастет доллар и вырастет ли вообще когда-нибудь, однозначного ответа нет. Как нет однозначно предопределенного будущего или однозначно победившей тенденции.
Даже в этом разделе представлены кардинально противоположные точки зрения. Одни авторы считают весьма вероятной угрозу дефляции, поскольку все признаки ее налицо. И дефицит денег, который по-другому называются ставшим уже привычным "кризисом ликвидности", и их дороговизна, выражающаяся в резком повышении ставок по коммерческим и межбанковским кредитам. И удешевление активов, выливающееся в обвалы фондовых и товарных рынков. И резкое снижение доходов населения, потребительской и инвестиционной его активности.
Потребительская дефляция (как, впрочем, и инфляция) несколько отстает от процессов, которые можно наблюдать на финансовых рынках, но в Европе - сначала во Франции, а теперь и в Германии уже наблюдается снижение индекса потребительских цен, а в России отмечается замедление потребительской инфляции.
В пользу инфляционного развития говорит титаническая борьба с дефляцией активов и кризисом ликвидности (то есть той же дефляцией) власти США, за год с небольшим снизившие базовую ставку в 5 с лишним раз, прибегавшие весной к прямой раздаче денег населению в виде налоговых выплат и готовые повторить этот опыт.
Причем осенью борьбой с глобальной дефляцией занялся уже весь мир, включая Россию и Китай. Повсюду снижаются ставки, прямо поддерживаются государством банки и финансовые институты, закачиваются в той или иной форме триллионы долларов, евро, йен, рублей и юаней. Все это грозит мощнейшим всплеском инфляции, если меры достигнут поставленных целей, а денежные власти не смогут вовремя остановиться.
Защищаться же от кризиса, который сопровождается дефляцией, нужно совершенно иначе, чем от гиперинфляции, и стратегии тут разные. Более того, одна тенденция может сменять другую резко и неожиданно. Как это уже происходило в течение последних полутора лет.
Можно сколько угодно гадать, какой из сценариев более вероятен. Однако последний год преподнес еще один урок: именно сейчас, когда ситуация неустойчива как никогда, любое событие, и даже неосторожно сказанное слово, может пустить развитие кризиса в другое русло.
Никто не может даже предположить, как развивалась бы ситуация в мире, если бы власти США не стали спасать Bear Stearns, национализировать ипотечные агентства Fannie Mae Freddie и Mac. Или напротив, спасли, не спасенный, вопреки логике всех предыдущих и последующих своих действий, Lehman Brothers. Кто знает, как развивался бы кризис в России, если бы российский премьер не был более сдержанным на совещаниях, где присутствуют журналисты. Или если бы грузинский президент не решил навести порядок на территории одной из непризнанных (тогда) республик.
Событий, которые могут пустить мировую (а вместе с ней и российскую) экономику по тому или иному пути предостаточно. Многое будет зависеть и от того, кто победит на выборах в США, и от того, как будут восприняты на саммите Двадцатки призывы российских лидеров к дедолларизации мировой экономики. Мало кто может сегодня предсказать, что захочет завтра сделать со своими золотовалютными резервами Китай, объявит ли Аргентина (или какая другая страна) дефолт, не найдется ли в каком-нибудь банке еще один трейдер, который проиграет несколько миллиардов долларов.
Многое будет зависеть от того, как далеко готовы будут зайти власти тех или иных стран по пути национализации частных банков и корпораций. Не меньшее влияние на развитие ситуации может оказать ответ на вопрос, как перенесет пенсионная система развитых страны последние шоки на фондовом рынке, и что предпримут власти этих стран для защиты пенсионных накоплений. Ответы на все эти вопросы попросту не существуют, поскольку появляются они по мере возникновения все новых проблем.
Единственно разумная в данных обстоятельствах линия поведения - не бежать, сломя голову за долларами, солью и спичками, а попытаться разобраться в том, что происходит, собрав максимально возможное количество информации и не полагаясь исключительно на мнение "экспертов", какими бы авторитетными они ни были. Не менее важно отделить реальные риски и угрозы от надуманных и некомпетентных (вроде мифических "дефолта" или девальвации). Только после этого можно принимать какие-то решения, следя при этом за развитием ситуации.