Певец, композитор и поэт, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков, которому в среду исполняется 60 лет, встречает эту дату в жестком режиме репетиций своих юбилейных вечеров, с которыми в декабре он выступит в Москве и Петербурге, сообщает ИТАР-ТАСС, отмечая, что и на этом возрастном рубеже БГ (Борис Гребенщиков) остается востребованным молодежью.
Одним из свидетельств тому станет спектакль "Музыка серебряных спиц", созданный по песням Гребенщикова молодыми петербургскими артистами и музыкантами под руководством режиссера Виктора Крамера.
Юбиляр предоставил участникам спектакля все свои песни и даже предлагал сочинить новые специально для них. Около 40 песен, составивших канву спектакля, зазвучат в оригинальной аранжировке. А по жанру эту будет своего рода "сказка для взрослых", где зрители попадут в мир образов и фантазий музыканта.
- Праздник урожая во Дворце труда
- БГ "создал тот язык, на которым мы сейчас разговариваем и пишем"
- Фанатки Гребенщикова станцевали на последнем концерте "Аквариума" на сцене топлес
- Гребенщиков рассказал, почему не надо иметь гражданскую позицию, и защитил Суркова
К числу удивительных качеств Гребенщикова относят его умение создавать легендарных персонажей, в существование которых невозможно не верить, будь то старик Козлодоев, братья Забодай, Иван и Данило или капитан Воронин. Все они встречаются в спектакле и начинают общаться как участники одной пьесы жизни. Сам БГ не участвовал в создании спектакля и собирается побывать на одном из его премьерных показов в "Мюзик-Холле" как зритель.
Уроженец Ленинграда Борис Гребенщиков учился в юности на факультете прикладной математики и процессов управления в ЛГУ. Под влиянием The Beatles он увлекся рок-музыкой, принимал активное участие в деятельности Ленинградского рок-клуба. Четыре десятилетия назад он создал группу "Аквариум", много раз менявшую свой состав.
В общей сложности Гребенщиков сочинил более 500 песен, многие из которых оказались востребованными временем, стали всенародно известными. Человек широких интересов, БГ проявляет себя как литератор, переводчик, философ, художник. На "Радио России" он ведет программу "Аэростат", знакомя слушателей с разными направлениями современной музыки. Среди его наград - премия "Триумф-97". По случаю своего полувекового юбилея петербуржец был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством".
Праздник урожая во Дворце труда
В свой юбилей музыкант выпустил новый сингл под названием "Праздник урожая во Дворце труда", сообщает "Эхо Москвы".
Позади шесть десятилетий жизни, которая была целиком и полностью посвящена музыке. Впереди - только музыка. Так свой путь представляет сам Гребенщиков.
Хотя сам БГ в свой юбилей держится подчеркнуто скромно и говорит о работе, празднование ожидается достаточно широкое. 3 декабря в Московском музее современного искусства открывается выставка рисунков, фотографий и картин Гребенщикова под названием "Внутренние свойства пейзажа". Затем пройдет серия выступлений, которые БГ называет "большими именинными концертами" - они должны состояться в Москве, Петербурге, Киеве и Риге. Возможно, что он представит три новых работы, которые сегодня в день рождения Гребенщикова вышли в виде сингла "Праздник урожая во дворце труда".
Напомним, в начале года БГ объявил об уходе его группы в своеобразное подполье, как он выразился сам, "в партизаны". "Аквариум" не должен общаться с прессой, а Гребенщиков обещал, что его никто не будет видеть и никто не будет знать, где он. Пошли слухи о роспуске коллектива, которые поспешил развеять директор группы Максим Ланде: речь идет об отпуске и о выступлениях в ограниченном составе.
Группа "Аквариум" выступает с 1972 года. За эти сорок с лишним лет Борис Гребенщиков уже несколько раз объявлял о роспуске коллектива.
БГ "создал тот язык, на которым мы сейчас разговариваем и пишем"
Гребенщиков для своих слушателей был всегда более чем музыкантом. Мало того что в своих текстах он, по меткому выражению музыкального критика Бориса Барабанова, "создал тот язык, на которым мы сейчас разговариваем и пишем". До определенного момента БГ был источником знаний о новых культурах, в том числе и духовных, отмечает "Газета.ру".
В начале 1990-х его "Русский альбом" познакомил огромное количество его поклонников с русским православием и миром русской иконы, а пластинки "Снежный лев" и "Прибежище" заставили искать соответствующие статьи в энциклопедиях по буддизму. Ну а поклонники "Властелина колец" Толкиена и так знают, что в песне "Партизаны полной луны" альбома "Равноденствие" есть куплет на эльфийском языке, сконструированном автором саги.
Более того, новых записей "Аквариума" или Гребенщикова соло ждали как книг Пелевина - затем, чтобы отыскать в них концентрированную, сказанную какими-то совершенно негазетными и неповседневными словами суть периода времени, прошедшего с момента выхода прошлого альбома.
"Поезд в огне", "Поколение дворников и сторожей", "Московская октябрьская", "Древнерусская тоска", "Скорбец" - эта галерея (не слишком, впрочем, любимых автором) очерков социальной действительности протянулась из 1980-х в 1990-е и дальше в нулевые.
Этот статус, кажется, тяготил юбиляра всю его жизнь. Десятилетиями из интервью в интервью он признавался, что никогда никого не хотел за собой вести, ни для кого быть вожаком - ни для ленинградских хиппи, которые слушали песни "Аквариума" на ступеньках Михайловского замка в 1970-е, ни для заполнявших стадионы миллионов поклонников в 1980-е. Так, кажется, выходило само - причем именно потому, что БГ всегда считался (или в самом деле был) философом куда большим, чем музыкантом, отмечает издание.
В этом - преданности словам в ущерб композиторским и вокальным талантам - его, кстати, много раз обвиняли как критики, так и некоторые поклонники.
Если внимательно изучить автобиографические экскурсы в интервью Гребенщикова, в его жизни вырисовываются три поворотных момента. Первый - похожее на перформанс радикальных художников выступление "Аквариума" на фестивале "Весенние ритмы" в 1980 году: после него лаборант Института комплексных социальных исследований лишился работы, членства в комсомоле и места в аспирантуре. Попытка отыскать социальный компромисс с советской действительностью с треском провалилась.
"Я с тех пор никогда не работал, занимался только тем, что нравится", - рассказывал о тех событиях Гребенщиков, рассыпаясь в благодарности судьбе.
Второй - распад в 1991 году талантливейшего, но склонного к центробежности первого состава "Аквариума" и через некоторое время созыв второго, существующего до сих пор (из названия тогда исчез знак ангстрема - буква "А" с точкой над ней).
Третьим поворотным моментом стало наступление эры интернета. Что не удалось сделать временам постсоветской свободы, получилось у новых технологий. Бесконтрольное распространение музыки через интернет, которое не удалось сдержать никакими мерами по соблюдению антипиратского законодательства, помогло Гребенщикову в буквальном смысле осуществить свою мечту, описанную в песне "Молодая шпана": стать просто музыкантом, перестать быть водителем народов и голосом поколения, стать одним из моря производителей звуков, слов и смыслов.
Начиная с 2001 года, когда вышел альбом "Сестра Хаос" и когда Гребенщиков сформулировал свое нежелание обустраиваться в мемориальном кладбище при жизни, в его альбомах, текстах и мелодиях можно заметить ту если не легкость, то облегчение, ту независимость от роли вождя и многолетнего опыта, которое ему было наконец даровано. Дурашливые "Растаманы из глубинки" и питейные "Стаканы", литургически-печальный "Сокол" и отчаянная "Господу видней" - какие песни ни возьми, все они, кажется, написаны человеком, который наконец получил право говорить от своего имени и не бояться, что за ним пойдут миллионы, а каждое его слово будут толковать как Священное Писание, отмечает "Газета.ru".