Газета "Известия" рассказывает о секретах жизни "секты российских юмористов". Как пишет газета, телеэфир федеральных каналов оккупировали три крупных клана весельчаков. Самый древний и самый динамичный - клан Александра Маслякова под названием КВН. Чуть позже появились группировки Регины Дубовицкой ("Аншлаг") и Евгения Петросяна ("Кривое зеркало").
Правила поведения кланов юмора
На телеэкране кланы отличаются друг от друга формой выступлений, но все они при этом построены по единой модели. Главный принцип - максимальная закрытость от внешнего мира и строгое подчинение лидеру, который вырабатывает правила поведения.
Нарушители правил поведения безжалостно изгоняются. Известен громкий скандал между Региной Дубовицкой и Ефимом Шифриным, который выступил против того, что "Аншлаг" тиражирует его выступления без разрешения. Менее заметным стал недобровольный уход Гарика Харламова из КВН - Александр Масляков запретил ему играть после того, как Гарик без разрешения стал одним из ведущих церемонии вручения "Радиомании".
Позволить себе внеклановую вольницу могут лишь "зубры", такие, как Михаил Жванецкий, Геннадий Хазанов, Михаил Задорнов, Ефим Шифрин, Ян Арлазоров, Максим Галкин и еще несколько человек, отмечают "Известия".
Рейтинги падают
Все вместе "секты юмора", включая молодых экспериментаторов типа "ОСП-студии" и "Другой передачи" на СТС, "Комеди Клаба" на ТНТ, в 2005 году пытались смешить телезрителей на протяжении 2018 часов. Парадокс, но их доля от всего эфира составила всего 2% вещания. Ощущение, что юмором заполнен весь эфир, появляется оттого, что эти программы ставят, как правило, вечером в уик-энд, в прайм-тайм, когда у экранов больше всего зрителей.
Однако сравнение рейтингов нынешнего и прошлого телесезонов показывает, что интерес зрителей к однотипным юмористическим программам начал падать. Если в сезоне-2004/2005 рейтинги первой пятерки "Первого канала" в России составляли 12-15%, то в этом сезоне они упали до 9-12%. Исключение составляет лишь новогодний концерт Максима Галкина, который и в прошлый раз, и в этот посмотрели 18,5% россиян. Похожее падение рейтингов и у проектов "России".
Юмор на ТВ приближается к кризису
Как пишет газета, продюсеры и артисты чувствуют, что сегодняшний юмор на телеэкране приближается к кризису. С начала 90-х годов действовала модель, сформированная Региной Дубовицкой: она находила молодых артистов, которых сначала показывала по телевизору, а потом возила на гастроли, где юмористы неплохо зарабатывали. Зритель попадал в замкнутый круг - сначала шел на живой концерт юмористов из "ящика", а потом по выходным не отходил от телевизора, ожидая увидеть знакомые лица. Позже этим механизмом успеха воспользовался Петросян, создавший "Кривое зеркало".
В последнее время модель начала давать сбои: юмористы стали отказываться выступать для телевидения бесплатно, постоянные гастроли и участие в расплодившихся телефестивалях юмора не оставляют им времени для работы над новыми номерами, в результате чего шутки стали повторяться и быстро устаревать. Кроме того, телеканалы стали внимательнее и строже относиться к темам, на которые шутят в эфире. Юмористы также стонут от отсутствия новых авторов и готовы платить им приличные деньги - один номер стоит от тысячи долларов и выше.
Требования звезд
На телеканалах рассказывают и о возросших потребностях юмористов. Их гонорары за последние 2-3 года выросли в несколько раз. Многие стали куда требовательнее во время гастролей. Самый длинный райдер (список обязательных требований для проведения гастролей) - у Верки Сердючки, которая требует автомобиль бизнес-класса, люкс, холодное шампанское и фрукты в гримерку перед выступлением.
Менее прихотлив Максим Галкин, который ограничивается просто иномаркой, люксом и зарплату берет только в евро. Остальные отсутствие райдеров компенсируют повышенными гонорарами.
Пока еще юмор для каналов остается "золотой жилой" - 1,5-2-часовой концерт наподобие "Кривого зеркала", бенефиса Юрия Гальцева, Клары Новиковой или цикла выступлений "аншлаговцев" обходится в 30 тысяч долларов, в то время как один час среднего сериала превышает 100 тысяч долларов.
Рекламы в юмористический концерт можно вставить не меньше 20 минут, что в прайм-тайм при самых приблизительных подсчетах приносит каналу порядка 1 миллиона долларов. Однако если падение рейтингов продолжится, интерес телевидения изменится - каналам придется искать новые формы и новые лица.