Жена осужденного Игаля Амира Лариса Трембовлер сообщила, что поводом нового судебного процесса может послужить заявление прокурора Пнины Гай, которая отметила, что во время покушения 4 ноября 1995 года Рабин умер от третьей пули, "выпущенной с очень близкого расстояния". Однако Амир стрелял вслед политику, когда тот уже отдалялся от места преступления, передает "Интерфакс".
Прошение осужденного должно быть адресовано председателю Верховного суда Израиля. Однако повторное слушание по делу состоится только в случае, если будут обнаружены новые свидетельства по этому делу - пока же таковых не имеется.
Заявление Амира было встречено в штыки руководством Израиля. В ходе встречи с президентом страны Моше Кацавом министр юстиции Ципор Ливни заявила, что намерение Амира "возмутительно". В свою очередь глава израильского государства заявил, что "не намерен ни при каких обстоятельствах обсуждать вопрос о каком-либо облегчении участи убийцы премьер-министра Ицхака Рабина" и советует "делать то же самое тому, кто сменит меня на посту президента страны".
Как отмечает израильская газета Ma’ariv, более парадоксального развития событий в канун 10-летия со дня убийства Ицхака Рабина никто не смог бы и предположить. Нынешнее намерение Амира оспорить выводы следствия вступают в противоречие с его собственным признанием, сделанным им в ходе судебного процесса. Тогда Амир настаивал на том, что именно он и никто другой убил Рабина.
За последнее десятилетие в Израиле появилось немало версий о заговорах с целью убийства премьера. Их авторы настаивают на том, что за покушением на Рабина стоит вовсе не Амир-одиночка, а целая организация, в которую, входили представители политической элиты и силовых структур, пишет Ma’ariv, перевод статьи которой публикует ИА "Курсор".
В частности сторонники "теории заговора" утверждали, что Рабина ликвидировали люди из ШАБАКа (израильская служба внутренней безопасности, другое название "Шин-Бет" - прим. ред.) и "Моссада" - с тем, чтобы помочь Шимону Пересу стать премьер-министром Израиля. Есть и такие, которые полагают, что Рабина убили по ошибке - в ходе неудачных учений ШАБАКа по охране "второго первого" лица государства.
Однако эти совершенно абсурдные теории отверг в ходе суда сам Играль Амир, отмечает Ma’ariv. Он признался в совершении убийства сразу же после того, как был арестован. Более того, на следственном эксперименте он воспроизвел сцену убийства и поведал следователям, что намеревался выстрелить в Рабина и раньше, но в силу технических причин не сумел этого сделать.
В ходе процесса адвокаты Амира пытались выдвинуть версию о заговоре, чтобы отвести вину от своего подзащитного. Но все закончилось в тот момент, когда Амир встал со скамьи подсудимых и решительным тоном заявил: "Я стрелял в Рабина". Позже он изменил собственную версию, и сейчас утверждает, что не планировал убийство главы правительства, а только хотел его ранить.
Как пояснила супруга, "до вчерашнего дня Амир не верил в подобные теории и говорил, что те недостаточно обоснованы". Однако, услышав по радио слова Пнины Гай о том, что, в соответствии с баллистической экспертизой, третий - смертельный - выстрел в Рабина был произведен в упор, тогда как Амир приблизился к Рабину вплотную не мог, он решил изменить показания.
Трембовлер также рассказала, что Игаль помнит, как Рабин направлялся к машине, а значит отдалялся от него во время стрельбы. Таким образом, по ее словам, впервые стало очевидно фактическое противоречие между утверждениями обвинения и тем, что на самом деле происходило.
"Нет никаких причин для проведения повторного слушания по делу Игаля Амира. Доказательства его вины были твердыми и однозначными. Было неоспоримо доказано, что Амир планировал убийство Рабина и что именно он стрелял в него", - так отреагировала на слова Амира прокурор Гай, представлявшая сторону обвинения на суде убийцы Ицхака Рабина.
Представленные в суде выводы экспертов свидетельствуют, что все три пули были выпущены из пистолета, обнаруженного у Игаля Амира после убийства, утверждает прокурор Гай. Кроме того, по ее словам, экспертиза установила, что Игаль Амир сумел приблизиться к Рабину. Известно также, что он использовал пули со смещенным центром тяжести.