Замминистра Сергей Колотухин напомнил, что в 1997 году Стокгольмский арбитражный суд признал Россию должником компании и обязал выплатить около 30 млн. долларов. К настоящему времени эта сумма с учетом процентов и штрафов возросла примерно до 60 млн. долларов.
Однако по оценке Минфина, компания Noga со своей стороны также имеет задолженность перед Россией в объеме не менее 200 млн. долларов.
"Эта сумма представляет собой разницу между стоимостью поставок товаров, осуществленных Noga в начале 90-ых годов, и стоимостью встречных поставок нефтепродуктов из России", - заявил Колотухин.
Кредитные соглашения со швейцарской фирмой Noga были подписаны в 1991-1992 годах. В рамках этих договоров фирма поставляла в Россию продовольствие и товары народного потребления.
В связи с этим замминистра отметил, что российская задолженность перед Noga является советским долгом, так как контракты с фирмой заключались бывшим СССР, и не может быть урегулирована на иных условиях, чем те, которые были предоставлены кредиторам Лондонского клуба.
По словам замминистра, действия компании Noga косвенно поддерживаются рядом швейцарских банков, "в том числе дочерним банком в Швейцарии одного из крупнейших французских банковских учреждений". "В ходе процедуры банкротства Noga переуступила свои требования к России этим банкам в качестве компенсации своего долга перед ними", - уточнил Колотухин. И теперь с помощью судебных исков Noga к России эти банки пытаются получить более значительную компенсацию по переданным им требованиям к России, а также "покрыть убытки по операциям банков с Noga, значительная часть которых не имела отношения к контрактам компании с Россией".
Скорее всего, Россия в ходе судебного процесса не уступит своих позиций и вряд ли будет платить Швейцарии. "Мы не видим оснований для удовлетворения этих избыточных требований и не собираемся покрывать их убытки по финансированию деятельности компании за счет средств российских налогоплательщиков", - подчеркнул Колотухин.