"Все соглашения с Россией будут выполнены, некоторые уже были выполнены недавно", - сказал сирийский президент Асад в интервью ливанскому телеканалу "Аль-Манар", принадлежащему местной радикальной группировке "Хизбаллах". Именно эта фраза была истолкована как подтверждение осуществленных ракетных поставок.
В действительности Асад не утверждал, что российские С-300 уже прибыли в страну - конкретно про зенитно-ракетные комплексы в интервью не было сказано ни слова, отмечает NEWSru Israel. "Асад лишь заявил по поводу поставок российского оружия, что все контракты, подписанные с Россией, будут выполнены, добавив, что некоторые договоренности выполняются в последнее время. Он также сказал, что вооруженные силы взвешивают варианты ответа на израильские удары", - информирует сайт.
Судя по всему, Дамаск и "Хизбаллах" сознательно искаженно анонсировали данное интервью, чтобы проверить, какой будет реакция Израиля и международного сообщества на информацию о том, что Россия якобы уже поставила первые ЗРК С-300 в Сирию. Возможно, это было согласовано с Москвой, говорится в материале.
Кстати, еще одной неприятностью для России стало высказанное Асадом намерение лично отправиться на женевский форум - притом что сирийская оппозиция требует исключительно отставки президента, выдвигая это в качестве условия своего участия. Накануне она дала понять, что и вовсе отказывается от "бессмысленной" встречи.
Что касается поставок С-300, то из Москвы до сих пор о них высказывались куда более осторожно. Теперь же пришлось объясниться конкретнее. Источник газеты, близкий к системе военно-технического сотрудничества, сообщил, что передача шести ЗРК по контракту 2010 года должна состояться лишь ко второму кварталу 2014-го. Причем потребуется как минимум еще полгода для обучения сирийского персонала и испытания комплексов, подчеркнул он.
Источник "Ведомостей" в оборонной промышленности подтвердил: С-300 в Сирию не поставлены и неизвестно, будут ли вообще поставлены в этом году. По словам собеседника издания, эти комплексы в сложившейся ситуации не помогут сирийскому правительству предотвратить воздушные бомбардировки страны, если НАТО или Израиль примут такое решение. Все это понимают, добавил он.
Нежелание российских властей публично обещать отказ от поставок в Сирию не означает, что они состоятся, считает источник. Настойчивость Москвы в этом вопросе скорее вызвана неудачным опытом с Ираном и Ливией, когда в обмен на добровольный отказ от поставок С-300 в Иран в 2010 году и согласие на оружейное эмбарго Совбеза ООН против Ливии в 2011-м Россия не приобрела ничего, зато нанесла урон своей репутации надежного поставщика.
Вместе с тем в пятницу бывший главком Военно-воздушных сил РФ генерал армии Анатолий Корнуков рассказал "Интерфаксу", что Сирии для полной защиты своей территории от воздушного нападения потребуется 10-12 дивизионов систем С-300. Он убежден, что наличие такого потенциала позволит сделать почти невозможной задачу создания бесполетной зоны над Сирией.
Генерал подчеркнул, что С-300 почти невозможно полностью подавить современными средствами радиоэлектронной борьбы. "Есть средства РЭБ, в том числе и у нас, которые способны оказать влияние на боевую работу ЗРС. Но они "давят" полосой. А справа-слева есть свободные полосы, умный командир боевого расчета этим воспользуется и сосредоточит огонь там, где есть возможность уничтожить цель", - пояснил он.
При этом в Израиле, похоже, готовы все-таки дождаться доставки российских ЗРК в Сирию, чтобы сразу же нейтрализовать их - еще до того, как комплексы успеют поставить на боевое дежурство, написала ранее газета Haaretz.
Судя по заявлениям израильского руководства, оно рассматривает С-300 как серьезный подрыв своей безопасности, даже несмотря на неподготовленность сирийских военных к работе с этими системами. Зная, что С-300 является одним из самых совершенных в мире комплексов ПВО, премьер Беньямин Нетаньяху говорит, что вооруженные ими сирийцы смогут превратить все воздушное пространство Израиля в бесполетную зону.
Министр обороны Моше Яалон также пригрозил, что в случае осуществления российских поставок, Израиль "будет знать, что делать".